Заметки по рябчику поселковых лесов
Лили дожди, в селе на огороде – некопаная картошка. Заехали с сыном посмотреть, что и как. Вроде и прогноз выдал пару дней с переменной облачностью. Утром встал в 6.30, сыро! Решил пройтись по ближайшему ручью, пообещав твердо вернуться к обеду. Благодаря полевой дороге, которая тянулась вдоль ручья, на месте был через сорок минут. Восход встретил, пристроившись под листвягом, не доходя сотни шагов до края ельника. Откликнулось три рябчика (самка, самец и молодой), но подлетать упорно не хотели. Видно заметили меня, когда шел по открытому месту. Прошел вдоль ручья, выбрав подходящее место, укрылся более надежно.
В 9.10 стал подлетать самец, добыл.
Распогодилось.
В разных местах слышал подлет еще 3 рябчиков, самих не видел. Попытка вспугнуть ничем не увенчалась. В 11 ч. прекратил пустые хождения, выбрал место на валежине под раскидистой елью. Один окликается далеко, слышу еще подлет рябчика, но уже ближе. Вот он перепархнул и почти сразу перебежал, спрятавшись за стволом дерева. До него метров 50-60. Делаю осторожный шаг в сторону, птица почти сразу срывается и утягивает в густой ельник ручья. Скрадывать почти бесполезно!
Еще раз прячусь, пройдя сотню метров. Слышу подлет, «идет» молча. Заметил, стреляю. В 12 ч. подлетает еще один. Уложив рябчиков в рюкзак, перехожу на другую сторону ручья.
Ходовая охота оказалась пустой, чего, в общем-то, и следовало ожидать.
Замешкался в буреломе ручья, не укладываюсь в отведенное время. Хотелось глянуть на знакомые места. К 14 ч. вышел на полевую дорогу,
и в 15 ч. уже занимались с сыном картошкой.
Заметки по рябчику поселковых лесов
Рябчик не только желанный трофей, «живая тушенка» для промысловика, но и дичь-«выручалочка» для охотника, если вдруг окажется, что по каким-то причинам дальние поездки на время нужно отложить, а осенние деньки так неумолимо бегут.
Эта птица в таежной и подтаежной зонах Сибири есть практически везде, ресурсы её значительны, хотя и могут варьировать по годам и районам. Более того, рябчики прекрасно соседствуют и уживаются с человеком. Еще не так давно в селах, окруженных лесом, охота начиналась за огородами.
Там, где сохранились ельнички с обильным кустарником по поймам ручьев и речек, рябчики живут и сейчас даже в поселковых лесах. Причем, в ряде случаев, плотность их населения лишь немногим уступает отдаленным угодьям. Один мой хороший знакомый, умеющий и знающий охотник, когда был «прикован» к постели больной жены, умудрялся буквально за несколько часов выскочить на охоту и обернуться с добычей, состоящей из 3-5 рябцов.
Следует заметить, что рябчики в таких местах по поведению совершенно иные. «Наматывать» километры в поисках этих птиц бессмысленно. Зачастую можно потратить весь день, так и не встретив ни одной птицы. Лишь помет, да порхалища у муравьиных куч или трухлявых пней будут выдавать их присутствие.
Наиглавнейшим атрибутом такой охоты служит качественный манок или как его еще называют пищик. Последнее название мне нравится меньше. По высоте и тембру звука он, действительно, очень точно передает голос рябчика, но годится лишь на коротких дистанциях. Как бы ни казалось странным, но охота с таким манком-пищиком менее результативна, также как и использование электронных имитаторов звука, кстати, еще и запрещенных последними правилами охоты.
Начинал я охотиться с дедовским манком из медной трубочки, сделанным, с его слов, на скорую руку. Звук оказался настолько точным, что манок служил долгие годы, переходя из рук в руки от одного поколения к другому. Потерял его уже мой старший сын где-то в спешке экспедиционных поездок.
Перепробовав десятки конструкций, от заячьей косточки до серебряного манка, который, прикупил в Германии, остановился все же на широко распространенной металлической модели, продаваемой в наших охотмагазинах. Правда, почти из сотни готовых изделий, настоящими оказываются лишь единицы.
Однако вернемся к нашим рябчикам и их особенностям, которые есть ничто иное как искусственная селекция и почти направленный отбор признаков, позволяющих птицам успешно жить рядом с человеком.
Вот некоторые из них, которые полезно знать, оказавшись в подобных угодьях. 1. Рябчик не ожидает появления охотника в пределах визуального обнаружения, а чаще улетает или убегает по земле значительно раньше, реагируя на характерные шумы человека: звук шагов, удары веток по обуви, деталям одежды или снаряжения. 2. Летит на манок молча, выдавая себя лишь характерным хлопаньем крыльев при посадке. 3. Чаще, подлетев на 50-60 м, прекращает подлет, внимательно следя за местом-источником звука. 4. Заметив малейшее движение охотника, затаивается или почти сразу «длинно» отлетает в противоположную сторону, исключая подход и повторное вспугивание.
Наконец, еще одна очень важная деталь, которую почему-то мало кто из охотников знает. Свист рябчика это не только брачная песня, а и важная коммуникативная позывка. В каждой конкретной ситуации она выполняет вполне определенную функцию. Например, ранней осенью, когда еще сохраняются выводки или в период дисперсии (разлета) молодых, во время образования пар и, наконец, табунения птиц к зиме – есть свои особенности. Поэтому неверно говорить, что рябчики «не подлетают», ссылаясь на время или непогоду, если, конечно же, речь идет не о штормовых порывах ветра или обильных осадках.
Подлет рябчика зависит в большей мере от конкретной ситуации и умения охотника вписаться в неё. Для этого опытные охотники имеют как минимум два, а то и четыре манка. Каждый для своей роли и своего места. Подтверждением сказанного служит довольно распространенная ситуация, когда один охотник, возвратившись в лагерь, с восторгом рассказывает об очень хорошем подлете, а другой, тут же сокрушается о том, что сегодня птицы совсем не шли на манок.


53.3. применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь, за исключением осуществления охоты на горную и боровую дичь в сроки, указанные в пункте 41 настоящих Правил;
а указанный пункт 41 (с исключением) содержит след. информацию:
41.6. на боровую дичь на территориях субъектов Российской Федерации, не указанных в пункте 41.3 настоящих Правил, - в период с третьей субботы августа по 31 декабря.
Приношу коллегам извинения, так как опирался на знание устаревших правил, по которым низзя было. Надеюсь, господа, вы не в обиде!
Никоим образом не отказываясь от своих извинений, хочу добавить одно частное ИМХО (привет, ДимААА) замечание, косвенно уже высказанное: касательно этической стороны охоты с нарезью на рябчика.Боюсь показаться старомодным, но палить из карабина с оптикой по нему мне было бы стыдно.
Что же касается Алексея Петровича, то вокруг его жизненной позиции копий сломано немало, я сам неоднократно "общался" с ним здесь на повышенных тонах. Но вот в чем уж ИМХО нельзя его обвинять- так это в нелюбви к природе вообще и в браконьерстве в частности....Загрузите из его профайла фотографии и отчёты. и вы сами в этом убедитесь

Скандинавы выстроили свое охотхозяйство на основе учета экономики и достижений охотоведческой науки. Они исходят из того, что глухарь – ценный объект, пользующийся повышенным спросом у европейских охотников. Значит, охота на него должна быть максимально щадящей, штучной (в первую очередь, с наименьшим числом подранков), что и достигается подбором типа оружия и патрона. Кроме того, охота должна быть наименее травматичной (стрессорной) в отношении других птиц, для этого и глушитель.
Мне не очень нравится применительно к охоте слово спортивно, но тут оно вполне уместно. Стрельба из винтовки в лесу (!) по рябчику (неподвижной мишени) куда как более спортивна, сложна и интересна. Она, также менее травматична. Из ружья эта охота, скорее всего (никого не хочу обидеть), превращается в простую заготовку дичи, да еще и с плохими "товарными" качествами.
Про тетерева, если мне нужно его добыть с соблюдением правил охоты я, безусловно (даже не задумываясь), выбираю ружье. Ходовая охота и стрельба по взлетающим птицам в десятки (а то и более!) раз результативнее, чем скрадывание и выстрел из винтовки на предельных дистанциях. Все о чем Вы пишите, к сожалению, это добыча птиц с использованием транспортных средств, что категорически запрещено действующими правилами охоты. Замечу, что даже классическая охота с лунок при «прочесывании» и покрытии на снегоходах больших расстояний (без разумного самоконтроля) может оказаться куда как более губительной для птиц, чем винтовочный выстрел.