Весенняя охота на глухаря на севере иркутской области
Всю жизнь охота была моей главной страстью. Приходилось добывать любую птицу от бекаса до глухаря и любого зверя от белки до медведя (кроме волка).Двадцать сезонов отдал промысловой охоте. Но любимой охотой, охотой для души, для меня всегда была весенняя охота на глухаря.
В охотничьей литературе на эту тему всегда описывается охота в европейской части России. Моя охотничья жизнь прошла на севере Иркутской области, в том месте, где вершина Нижней Тунгуски подходит близко к Лене, прежде чем повернуть от нее на север. В этих местах многие советы европейских охотников не актуальны.
Начнем с поиска токовищ. Литературные источники рекомендуют начинать поиски с марта. В наших местах в это время еще стоят сорокоградусные морозы. Петухи начинают посещать тока только в начале апреля, а полноценное токование- только во второй его половине.
Также в нашем случае неверны советы искать токовище на моховом болоте. В описываемой местности на моховых болотах сосны не растут, там растут чахлые елочки и березки, под мохом- вечная мерзлота, глухари там не играют. У нас токовища находятся на юго-западных экспозициях хребтов, на террасах вдоль логов и речек. Обязательными условиями являются преобладание в насаждениях сосны, отсутствие густого подлеска ( особенно кустарниковой ольхи), и наличие ранних проталин.
Начинать охоту следует примерно с 10 мая. Желательно брать с собой лыжи, т.к. снега в это время еще высоки, а наст – штука всегда ненадежная. Конечно позже снега упадут, подходить к токующему глухарю станет легче, но в это же время разольются лога и речки, форсировать их станет невозможно.
Рекомендации европейских мэтров устраивать бивуак за 1,5км от токовища и провешивать путь туда листками бумаги тоже вызывают сомнения. Все тока в вышеописанной местности имеют ярко выраженный рельеф, поэтому человеку, обладающему даже небольшим таежным опытом заблудиться там трудно. Горящий костер на поведение глухарей тоже никак не влияет. В доказательство могу привести два случая.
На день победы выпало 3 выходных дня, и мы с отцом отправились на охоту. Придя на ток приготовились к ночевке, сварили чаю, приняли по рюмочке, и лелея самые радужные надежды легли спать. Проснулись мы в третьем часу ночи от холода, покрытые пятисантиметровым слоем снега, надежды на удачу сразу померкли. Подкинули в костер дров, согрели чай, согрелись сами, и решив все же попытать счастья, разошлись по токовищу в разные стороны. Глухари начали петь поздно, в пятом часу утра, пели плохо, неазартно, с длинными перемолчками. Первого я подшумел, второго, уже по светлу, удалось добыть. Отец в то утро остался без выстрела. Встретились мы с ним на проталине и подойдя к костру увидели следы глухаря и двух копалух между пылающим костром и нашими рюкзаками. Отец тогда сказал
_И зачем я бродил в такую даль по снегу, лежал бы у костра, он бы ко мне сам пришел. На следующий день погода наладилась, мы ночевали еще ночь, и взяв по петуху, вернулись домой.
В другой раз на одном из дальних токов, я в 3 часа грел у костра сапоги и подсушивал портянки, ( операция совершенно необходимая, т.к. стоять неподвижно по несколько минут на ледяном насте в отпотевших сапогах с влажными портянками очень проблематично). И в это время услышал глухариную песню, причем не со стороны тока, а снизу, от распадка. Я тогда еще не знал, что некоторые глухари приходят на ток пешком. Петух двигался в мою сторону. Не одевая сапог я отбежал от костра по проталине метров на 10 и замер , петух все ближе, уже слышно как его ноги и крылья шуршат по брусничнику, но я его не вижу. Петух отлично видел костер, видел он и меня на его фоне, но я стоял неподвижно. Перейдя проталину, петух вышел на снег метрах в 15 от меня , тут я его увидел, под песню поднял ружье и выстрелил. Так я единственный раз в жизни добыл глухаря имея на ногах только шерстяные носки.
В охотничьем журнале я вычитал совет надевать на лицо бандитскую маску с прорезями для глаз, якобы вид человеческого лица пугает глухаря. На мой взгляд это совершенно бессмысленно. Глухарь , как и все таежные звери и птицы реагирует в первую очередь на звук и на движение. Спугнуть токующего глухаря можно по следующим причинам: если шагать не под песню, если при свете подходить к нему не прикрываясь деревьями, если задеть рукой или плечом дерево на котором он сидит, если во время подхода пользоваться электрическим фонарем. Выстрел по крупной сидячей птице трудности не представляет.

В этом году на весеннем току в Вологодской области по двум глухарям стрелял под песню метром с 25 и ни одного не взял. На стане стрельнул по старому не использованному сараю с 35 метром этим же патроном по куску газеты метр на метр и попало 18!!!! дробин "0" и все влетели на 0,5 см. Как этот фактор можно объяснить, промахом что-ли?
, всегда была возможность повторить несколько раз за сезон.
