В поисках охотничьего счастья
Насмотревшись на сентябрьской «боровой» охоте на лосей, которые сами просятся в машину, мой коллега по увлечению Борис, решился на авантюру. Сам не являясь матерым лосятником, он, тем не менее, купил лицензию на «копыта» в один из районов Томской области. Само собой разумеется, что «сблатовать» меня и еще одного товарища не составило особого труда, и вот, в ночь на 1е ноября мы отправились в дорогу. На улице стоял бодрящий морозец, который придавал оптимизма, что те места, в которых мы буксовали осенью, сейчас удастся пройти без особых усилий. Дорога наши ожидания полностью оправдала. Повытаскивав ружья, мы тут же бросились на поиски лосиных следов.
Достаточно быстро нашли ночной переход лося. След долго кружил нас по лесу, несколько раз выводя то на одну, то на другую сторону дороги. После очередного перехода, решили бросить тропление и просто пойти по дороге – посмотреть, есть ли еще следы. День уже перевалил за середину, а к обустройству лагеря мы еще даже не приступали. Заприметив, где еще топтались сохатые, мы, полные оптимизма, отправились в лагерь. Обустроив стан, развели костер, и с огромным аппетитом поужинали.
Холодало. Носки, которые еще 3 минуты назад были мокрыми, на глазах превращались в мощное и бесшумное оружие – бумеранг!
Наш рулевой Борис решил пораньше отправится спать, я же люблю подольше посидеть у костра, наблюдая, как ночь неумолимо наваливается на тайгу. Забираюсь поглубже под навес. Несмотря на одиночество, в груди вновь появляется чувство, что ты не один. Первый раз я ощутил подобное в тайге этой весной, когда на уровне души рождается дружеское чувство к предметам, которые окружают на охоте. Ружьё, оно прошагало со мной не одну сотню километров; прокопченный котелок – из которого выпито немыслимое количество чая; нож, который всегда висит на поясе, костер… К костру особое чувство - уважительное. Если о нем позаботиться, не дать погаснуть, заснуть, то он в долгу не останется. Когда коротаешь вечер вдвоем с костром, изнутри постепенно начинает разливаться сладкое чувство меланхолии и отрешенности. Думаю, это согревается душа. В такие моменты я абсолютно счастлив.
Ночь и утро выдались морозными. Прогноз так и обещал, около -20. На месте особо не постоишь. Быстро перекусив, идем искать свежие следы. В очередной раз, решили немного поменять тактику. Борис остался «на номере», а я решил обойти кругом, вдруг удастся «стронуть» лося по своему следу. Сильно увлекшись окладом, неожиданно для себя заблудился. Около 2х часов ходил где-то рядом с дорогой, однако, упорно не мог на неё выйти. Несколько раз находил свежие поеды лося, а так же следы. Очень много следов. Пытался тропить, но, к сожалению, пришлось довольствоваться только следами…
Потеплело. Начавшийся вечером, снег валил всю ночь. Время от времени, с шумным «вжжжих» он скатывался с купола нашей палатки. Первый раз, услышав сквозь сон этот звук, открыл глаза и нащупал лежащее рядом ружьё. После 2го, потом 3го «вжиха» все стало на свои места. К утру, палатка больше напоминала берлогу. Весь лагерь, машина, дрова, котелки, кружки так же были в снегу. Костер погас. Ну, раз свежий снежок, сам Бог велел заварить на нем чаю!
Через некоторое время раздался шум двигателя. Наш товарищ, который не смог выехать одновременно с нами, лихо подкатил на своем УАЗе. Не в силах сдержать радости, он тут же потребовал «начислить ему за приезд» и принялся оживленно рассказывать, как чудом нашел нас в этом лесу. Дело в том, что его GPS показывал наш лагерь гораздо дальше, а свернул он в нужном месте исключительно благодаря повешенному на дереве пакету, который должен был служить лишь косвенным ориентиром. Висящий пакет рознился с показаниями прибора, и тем сильнее была его радость, когда он нашел нас.
Идти по глубокому мокрому снегу было нелегко. Шли след в след, периодически меняя торящего дорогу. «Сыпало» практически всю ночь, то вся наша надежда была на «совсем свежий след». Все ночные следы были надежно скрыты белым покрывалом. Итог – ничего. Сходили, чтобы устать.
Вечерняя «прогулка» так же не принесла результатов.
Этой ночью долго говорили у костра. Вот, где она живет – идиллия? В веселых и в дружных компаниях? Или идиллия начинается тогда, когда бурное балагурство, в обсуждении очередного курьёза вдруг внезапно сменяется тишиной, нарушаемой лишь шорохом пламени? Когда кто-то пододвигает котелок с чаем поближе к костру, и вся компания начинает зачарованно слушать нарастающее бурчание походного чайника, а потом, не сговариваясь, оставив «охотничий напиток» в покое, переходит на чай…
Потеплело так, что снег начал таять, а дорога раскисать. Весь следующий день провели в лесу. Встав в цепочку так, что бы было видно друг друга, пробирались через лес, в поисках свежего следа. Спустя 2 часа, след был найден. Спустя еще час, след привел к совсем свежей куче «орешков». Воодушевленные, мы с новыми силами взялись тропить лося, в надежде на скорую встречу. Что сказать, лось (вернее, их было двое) натоптал богато. Следы то сходились, то расходились. Главное, было держать в поле зрения Романа, который шел по следу, мы же, шли с боков, опережая его. Через какое-то время лосиный след пересек свежий след мишки… От те на! Он ведь спать уже должен! Пройдя вперед, увидели, что косолапый действует по всем правилам охотничьей науки – пересекая след, он уходил на круг и, через какое-то время снова его пересекал, убеждаясь, что лось ушел дальше. Вот ведь как выходит – мы с михаилом охотимся на одних и тех же лосей. Между собой пошутили, что кто первый попадется, того и стреляем. Через какое-то время мы перестали встречать следы хищника. Еще через час мы натолкнулись на полностью обглоданную осину и нашли 2 свежих лежки возле неё. Неужели, они только что были здесь!? Максимально осторожничая, мы прошли еще метров 200, где натолкнулись на те же самые «орешки» от которых мы и начали путь… Вот же невезуха! Значит, когда лоси в очередной раз сходились-расходились, мы встали не на тот след. Не удивительно, что косолапый нам больше не встретился – его-то не проведешь старым следом, не то что «охотничков». Мда, ну, вот и поохотились. Начинать по новой уже нет времени. Хочешь-не хочешь, приходится довольствоваться только тем, что видели…
За день сильно умаялись и вымокли. Весь вечер сушились, рано пошли спать.
Оттепель усиливалась даже ночью. Утром снег был изрядно раскисшим, а на дороге появились лужи. Да, чую, весело будет выбираться из этих мест. Собрав лагерь к 10 часам утра, за 8 часов мы проехали около 6 километров… Бесконечная работа ручной лебедкой; возня в воде со льдом; рубка и подкладка деревьев под колеса, позволили нам не остаться в лесу еще на одну ночь. В те моменты мы, не без доли иронии оценили, что с нами нет дополнительного груза в виде туши лося. До наступления полной темноты мы выскочили на основную дорогу… Оставшиеся 300 километров пути пролетели незаметно, если не считать того, что передние арки нивы до колеса забивались грязью и машина начинала ехать боком. Потратив каких-то 15-20 минут на каждую из арок, удавалось заставить машину проехать еще 30-40 километров без каких-либо проблем. В итоге, уже к 5 часам утра следующего дня мы довольные и счастливые были у себя дома! И, если бы меня в тот момент спросили «поеду ли я еще», я бы без тени сомнения ответил, что поеду, и поеду обязательно!

Опыт с лосем был первый, знания об этой охоте чисто теоритические, так что разобрать по следам кто именно ходил - не смогли. Лежки были практически одинаковые по размеру, из чего сделали вывод, что натолкнулись на 2х взрослых лосей.
А косуля, та ещё хитрее. Перед лёжкой начинает двигаться змейкой. В результате ты от неё всего то метрах в пятидесяти был, но пока по змейке до её лёжки добрых триста метров прошёл, её уже давно и след простыл. Я помоложе был раз за такой козой целый день бегал по неглубокому снегу. Четыре раза с лёжки поднимал... Хрен там она зараза подпустила :)))
Ну дык я в своё время за ними в Каргасокском районе немало побегал сдуру. Токма они завсегда хитрее меня оказывались. Кроме того, я бегал зимой, а он зараза на то и сохатый, что дюже много может за ночь пройти. Встаёшь на след, и топаешь на лыжах и топаешь. А он крутит по своему массиву, видно что кормится. Бывало так и не успевал я за день до лёжки добраться. Зимой день короток, а ночь длинная. И скорость ходьбы у него куда как выше чем у меня :)

