Сезон охоты в России сокращать не будут
Строгое предупреждение для тех, кто хочет зачехлить ружья стрелков раньше времени, Верховный суд включил в свежий обзор судебной практики. Поводом для разъяснений стало дело в Приморье, где местные власти отвели охотникам гораздо меньше времени, чем стоило. Как сказано в обзоре Верховного суда, постановление "О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты на территории Приморского края" установило более короткие сроки охоты на водоплавающую, болотно-луговую, полевую дичь (за исключением фазана), на фазана, рябчика, зайца, на пернатую дичь с островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями, ловчими птицами.
Документ был обжалован прокуратурой. Нижестоящие суды согласились с тем, что выгонять охотников из леса раньше времени нехорошо. Приморские власти попытались оспорить решение в Верховном суде, но безуспешно. Более того, высшая судебная инстанция сочла дело настолько важным и показательным, что включила его в обзор судебной практики - в назидание остальным регионам.
Как пояснил Верховный суд, "установление ограничений охоты на уровне субъекта РФ допускается в случае, если такие ограничения введены на основе правил охоты и согласованы с уполномоченным федеральным органом".
Безусловно, для сохранения родной природы охотников можно и нужно ограничивать. Закон допускает установление допустимых орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, определение сроков охоты. А значит, охотник, использующий что-то недопустимое или пришедший в лес не вовремя, должен быть наказан. Но правила должны быть разумными и едиными для всех.
"Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и являются обязательными для исполнения в сфере охотничьего хозяйства, - пояснил Верховный суд. - Правилами охоты устанавливаются ограничения охоты. На основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях". Поэтому своеволие местных начальников даже с благими намерениями недопустимо.
Безусловно, многие считают охоту слишком жестоким развлечением. Охотники для них - это люди, у которых руки по локоть в крови. Как-то в одной из школ детям задали вопрос: чтобы дикий зверь спросил у человека? "Зачем тебе моя смерть?" - быстро нашлась одна маленькая отличница с добрым сердцем. Действительно, зачем? Даже многие взрослые люди не понимают этого.
Однако свои резоны есть и у охотников, в некоторых же местностях без охоты не обойтись. Что для городского жителя забава, для обитателя окраины или глубинки - средство выжить. К тому же смерть - вечная попутчица жизни, в природе всегда так: кто-то на кого-то охотится, кто-то умирает, кто-то убивает. Согласно этой философии охота и охотники - тоже неотъемлемая часть жизни, без которой не обойтись. А у государства помимо прочего на этот счет есть и экономические соображения: охота - это отрасль, где все надо организовать с умом. Тогда и казна получит прибыль, и природа не пострадает.
Недавно, кстати, министерство природных ресурсов направило в правительство стратегию развития охотничьего хозяйства. По словам министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, основным результатом реализации стратегии должно стать увеличение численности важнейших видов охотничьих животных не менее чем в 2 раза от их фактической численности в 2013 году.
"При этом должен быть сохранен баланс, направленный на устойчивое использование всех видов охотничьих животных в природных экосистемах", - отметил Донской. В целом документ призван навести более цивилизованные порядки в нашем лесу. Как рассказывали эксперты во время обсуждения проекта, интересы охотников обещают учитывать даже в таком тонком вопросе, как строительство крупных объектов, например, железных дорог, заводов, автомагистралей и т.п.
Кстати
По экспертным оценкам, рыночная стоимость охотничьих животных, включая их долю в общем природном капитале страны, превышает 400 млрд. рублей. Суммарный годовой торговый оборот в сфере охотничьего хозяйства РФ оценивается в 80-100 млрд. рублей.
Охотничьи угодья России превышают 1,5 млрд. га и значительно превосходят по площади охотничьи угодья других стран мира. По данным государственного охотхозяйственного реестра, доля площади закрепленных охотничьих угодий составляет 54% от общей площади охотничьих угодий страны.
Фактическая численность многих важнейших видов охотничьих животных может быть значительно выше существующей (экологическая емкость охотничьих угодий России позволяет увеличить численность диких копытных животных в 6-7 раз, водоплавающей дичи - в 4 раза).


Кто бы её (численность) увеличивал? Если 95% охотников - стрелки. А частные охотхозяйства в основном печатают путевки...((( ИМХО
Если это так, то поздравляю Алтайцев, бьющихся с прошлогодним Карлинским постановлением по весенней охоте- по сути, в преддверии Вашего бодания в Верховном суде, это "контрольный выстрел" ему в голову. Соответственно, и г-ну Стукало неплохо бы призадуматься о весенней охоте ,по поводу разнесения сроков и неоткрытия по боровой в УОП......
7 февраля 2014
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ЗА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2013 Г. (УТВ. ПРЕЗИДИУМОМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ 5 ФЕВРАЛЯ 2014 Г.)
Постановление N 56-АД13-7
3. Установление ограничений охоты на уровне субъекта Российской
Федерации допускается в случае, если такие ограничения введены на основе
правил охоты и согласованы с уполномоченным федеральным органом.
8 октября 2012 г. губернатором Приморского края издано постановление
N 67-пг "О видах разрешённой охоты и параметрах осуществления охоты на
территории Приморского края". Пунктом 1 указанного постановления
утверждены виды разрешённой охоты в охотничьих угодьях на территории
Приморского края, за исключением особо охраняемых природных территорий
федерального значения; параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях
на территории Приморского края, за исключением особо охраняемых природных
территорий федерального значения (далее - Параметры).
Параметрами, в частности, установлено, что охота на водоплавающую,
болотно-луговую, полевую (за исключением фазана), степную дичь,
вальдшнепа осуществляется в период с первой субботы сентября по 15 ноября
(подп. 1.3 п. 1); на рябчика - с 1 октября по 28 (29) февраля (подп. 1.4
п. 1); на фазана - с третьей субботы октября по 10 ноября (подп. 1.5
п. 1); охота на зайцев осуществляется в период с 1 октября по 15 февраля
(подп. 1.6 п. 1).
Согласно подп. 1.7 п. 1 Параметров охота на пернатую дичь с
островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями,
ловчими птицами осуществляется в следующие сроки: на болотно-луговую дичь
- в период со второй субботы августа по 15 ноября; на полевую и степную
дичь (за исключением фазана) - в период с первой субботы сентября по 15
ноября; на фазана - с третьей субботы октября по 10 ноября.
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании
недействующими со дня принятия подп. 1.3 - 1.7 п. 1 Параметров, ссылаясь
на то, что они противоречат федеральному законодательству.
Решением Приморского краевого суда от 25 июля 2013 г. заявление
прокурора удовлетворено.
Администрация Приморского края и Департамент по охране, контролю и
регулированию использования объектов животного мира Приморского края
обратились в Верховный Суд Российской Федерации с апелляционными
жалобами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской
Федерации пришла к следующему.
Вопросы природопользования и сохранения природных ресурсов отнесены
Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской
Федерации и её субъектов (ст. 72). По предметам совместного ведения
издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не
могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,
действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации).
Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на
федеральном уровне регламентированы Федеральным законом от 24 июля
2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), согласно пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 22
которого в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их
рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения
охоты : установление допустимых для использования орудий охоты, способов
охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц;
определение сроков охоты.
Согласно ст. 23 Федерального закона N 209-ФЗ основой осуществления
охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которые
утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и
являются обязательными для исполнения в сфере охотничьего хозяйства.
Правилами охоты устанавливаются ограничения охоты .
На основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской
Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешённой охоты и
параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях (ч. 5
ст. 23 Федерального закона N 209-ФЗ).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 209-ФЗ полномочие
Российской Федерации по определению видов разрешённой охоты и параметров
осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта
Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных
территорий федерального значения, передано органам государственной власти
субъектов Российской Федерации.
При этом, как следует из п. 2 ч. 4 этой же статьи, уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти согласовывает введение органами
государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений охоты .
15 ноября 2010 г. приказом Министерства природных ресурсов и
экологии Российской Федерации N 512 утверждены Правила охоты (далее -
Правила), устанавливающие требования к осуществлению охоты и сохранению
охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации.
Разделом V Правил установлены сроки охоты на боровую дичь, степную и
полевую дичь, болотно-луговую дичь, водоплавающую дичь, горную дичь и
иную дичь. В разделе VI Правил определены сроки охоты на пернатую дичь с
островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями,
ловчими птицами, а в приложении N 3 к Правилам - сроки охоты на пушных
животных.
Оспариваемыми прокурором нормами установлены иные, более короткие,
сроки охоты на водоплавающую, болотно-луговую, полевую дичь (за
исключением фазана), на фазана, рябчика, зайца, на пернатую дичь с
островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями,
ловчими птицами.
При этом доказательств согласования с уполномоченным федеральным
органом введения таких ограничений охоты не представлено, в связи с чем
суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что подп. 1.3 -
1.7 п. 1 Параметров осуществления охоты противоречат действующему
федеральному законодательству.
Ссылку в апелляционных жалобах на наличие у губернатора Приморского
края права устанавливать в качестве параметров охоты сроки охоты ,
отличные от сроков, определённых Правилами охоты , без согласования с
уполномоченным федеральным органом суд нашёл противоречащей приведённым
выше положениям федерального законодательства.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным
делам Верховного Суда Российской Федерации признала обжалуемое решение
Приморского краевого суда законным и обоснованным и оставила его без
изменений.
Думаю, по большей части это наше достижение.
Мы создавали общественный резонанс, наши парни по судам ходили с волюнтаристскими решениями местных чиновников боролись, наши своими письмами заваливали прокуратуры и приемную правительства.
Поздравляю!
Еще осталось как-то перебодать идиотский закон, который за ЛЮБОЕ ОДНОКРАТНОЕ самое мизерное нарушение правил охоты приводит к лишению нарезного оружия, тогда в лесу можно будет вздохнуть свободной полной грудью.
Остальные ограничения вполне приемлемы и нами соблюдаются с пониманием и даже поддержкой.
Если они и не всегда разумны, то хотя бы терпимы...

По экспертным оценкам, рыночная стоимость охотничьих животных, включая их долю в общем природном капитале страны, превышает 400 млрд. рублей. Суммарный годовой торговый оборот в сфере охотничьего хозяйства РФ оценивается в 80-100 млрд. рублей.
---------------------------
Вот вам и ответ - почему зарубежные зеленые ,
в том числе стрижЫ, так активно пытаются взять под свой АКТИВНЫЙ контроль охоту и охотугодья РФ., естественно с помощью наших депутатов - например таких как весьма возбужденный питерский депутат Милонов. Это ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ весьма хорошие ДЕНЬГИ, которые могут пройти мимо зарубежных охот обществ , если мы , например от кажемся подписывать проект AEWA. ( Афро_Евразийское соглашение по охране водно-болотных мигрирующих птиц ).


Утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 года
http://www.vsrf.ru/
если оно действительно есть, в чем проблема выложить прямую ссылку на Постановление № 56-АД13-7 ?
например по строке поиска " Постановление N 56-АД13-7 " выдает это:
http://www.vsrf.ru/catalog.php?c1=%CE%E1%E7%EE%F0%FB%20%F1%F3%E4%E5%E1%ED%EE%E9%20%EF%F0%E0%EA%F2%E8%EA%E8%20%C2%E5%F0%F5%EE%E2%ED%EE%E3%EE%20%D1%F3%E4%E0%20%D0%EE%F1%F1%E8%E9%F1%EA%EE%E9%20%D4%E5%E4%E5%F0%E0%F6%E8%E8
или это
http://www.vsrf.ru/search.php?searchf=%CF%EE%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%E5+%B9+56-%C0%C413-7
И еще, получается, что на основании этого решения, я в этом году возьму, наконец, путевку на перепелку и голубя в ГРФ в начале августа, имея собаку с родословной и отметкой о прививке?


Юрию Алексеевичу
Уважаемый Юрий Алексеевич!
Управление охотничьего хозяйства Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края ознакомилось с Обзором судебной практики Верховного суда Российской Федерации в части вопросов охотничьего хозяйства.
Вероятно, Вы имеете в виду определение Верховного суда Российской Федерации от 30.10.2013 № 56-АПГ13-9, согласно которому Верховный суд рассмотрел апелляционную жалобу Администрации Приморского края на решение Приморского краевого суда от 25.07.2013г. о признании недействующими отдельных положений Параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях (далее Параметры) на территории Приморского края. Решением Приморского краевого суда, которым удовлетворено заявление прокурора Приморского края о признании недействующими отдельных положений Параметров в части ограничений сроков охоты. Судебная коллегия отметила, что установление ограничений охоты на уровне субъекта Российской Федерации допускается в случае, если такие ограничения введены на основе Правил охоты и согласованы с уполномоченным федеральным органом, и определила: решение Приморского краевого суда оставить без изменения, т.е. признала недействующими отдельные положения Параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Приморского края. Основанием для такого решения явилось отсутствие согласования введенных в Параметрах ограничений с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что является обязательным при введении запретов и ограничений.
В Алтайском крае Параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Алтайского края были утверждены Указом Губернатора Алтайского края от 01.04.2019 № 9 в полном соответствии с требованиями законодательства и согласованы с Росприроднадзором по Алтайскому краю и Республике Алтай. Данный Указ прошел юридическую экспертизу. Он является актом долгосрочного действия. Все виды охот проводятся в соответствии с Правилами охоты и Параметрами осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Алтайского края.
В соответствии со статьями 6 и 21 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.
Заместитель начальника Главного управления
начальник управления охотничьего хозяйства
Главного управления природных ресурсов и
экологии Алтайского края В.А. Дериглазов

Такая же ситуация по всем другим регионам. Другое дело как эти региональные положения пропихнули? Без соответствующих опубликований, что противоречит Конституции!!! Но Верховный Суд РФ уже не раз в своих решениях ссылался на законность этих положений(((