Загадка от медведицы
...Куда прёшь, дура!!
Не помню, успел я прокричать или не успел - выстрелил. Всё произошло за несколько секунд. А в моей голове за эти мгновения как в скоростном компьютере прокрутилось столько... на целую повесть хватит. Рассказываю.
На пути медведя ко мне есть преграда: лежат один над другим два дерева. Корни их в "корчёвке", верхушки к ручью, под углом к валу. Стволы уже без коры, мелкие ветви тоже сгнили и отпали, только корни и толстые ветки у верхушек держат их над землёй. ..."Поднимется перелезть - ударю в грудь..." А медведь не стал перелезать, не замешкался! Он в прыжке пролетел между - между! - стволами, между которыми, казалось, было всего около полуметра! Я подумать даже не мог, что он полезет в эту щель, а он пролетел её ласточкой, пронося руки, тьфу, передние лапы через стороны, как пловец стиля "баттерфляй"! Акробат! Вот и говорите после этого "неуклюжий, как медведь". Всё! Нет у меня больше времени! Ещё два таких молниеносных прыжка - и... Всё! Либо застрелю, либо... Лоб медведя взлетает до мушки - выстрел!
...Толчок отдачи... Следущий кадр, запечатлённый в сознании: желтая точка мушки на ...затылке медведя. В том месте, куда только что целился, стрелял, вдруг вижу затылок медведя. Убегающего! Тут до меня доходит, что я так и не перевел палец на задний спусковой крючок, нажал по привычке на передний, вместо пули из верхнего ствола стрелял из нижнего, дробью... "Всадить пулю ему в затылок... Нет, не стреляй! Это только кажется, что его шея и голова - большие мишени, а на самом деле убойная зона там узенькая... В шейный позвоночник, в череп ещё надо суметь точно попасть... На сантиметр мимо - он не упадет, вернется и полезет драться... Перезарядить не успеть... Как так дробь в лоб, в упор, не положила его? Уму непостижимо... Он уходит - пускай уходит..."
Уши торчком, вверх-в стороны. Не злобно прижатые, вывернутые наизнанку, как секунду назад. Никаких признаков попадания моего выстрела! Барьер из стволов перепрыгнул сверху, легко, не задев. Сейчас прыгнет в подрост осины... всё, нет медведя. Сомкнулись вершинки мелочи, над ними громко шумят листвой большие осины...
В момент выстрела что-то ударило меня пониже паха, во внутреннюю сторону бедра. Глянул - брюки в мелких черных комочках земли, а между ног лежит обломок дерева. А-а, вон он откуда: в шаге от "корчёвки" взорванная мощными когтями ямка - когти на дальнем краю! В том месте была втоптана в землю ветка березы, медведь, стартуя в обратном направлении, зацепил её когтями, от сопревшей ветки выломились куски и один из них прилетел в меня.
Понемногу возвращается способность соображать. Начинаю осознавать, что произошло. И чем могло закончиться. Страх? Напрасно вы, ребята, считали меня хладнокровным. не теряющимся... Внутри меня такая пустота, как будто всё оттуда вынули, и такая тоска, горькое чувство безысходности... Понимаешь, насколько ты - человек - слаб, бессилен в этом мире...
Однако, в глубине души есть и искорка веры в себя, а: я не побежал, портки у меня сухие. Хотя они у меня не промокали никогда, сфинктерные мышцы у столько ходившего пешком, бегавшего человека надёжны. В опасный момент я, похоже, держался правильно, а что небольшой мандраж сейчас... ну, кто без греха. Если я и трус, то не последний. В худшем случае, второй сзади. Если медведь вернется... я встречу.
С собой у меня в патронташе было по шесть дробовых и пулевых патронов. Эжектор выбросил стреляную гильзу за плечо, в нижний ствол новый пулевой патрон, ещё два беру в левую руку. Оставшиеся два пулевых засунул за патронташ, как за пояс, под правую руку. Дай Бог, чтобы дело не дошло до них... Начну стрелять сразу, как только он покажется... Жаль, из двустволки только два выстрела сделаешь... Стою, жду...
Почему он напал? Что он делал у волчьего логова? Почему мой выстрел оказался впустую? У нас случаев нападения медведя на людей - пальцев одной руки лишку пересчитать. Нападали медведицы, защищая медвежат. А это не медведица ли была?
Ага, так и есть! Вон они, медвежата - на берёзе! Рядом с той, которой прикрывалась волчица. Как всегда, олин медвежонок покрупнее, второй поменьше. Темно-коричневые, чистенькие. Вцепились в белый ствол берёзы и сидят крепко, никаких проблем с лазаньем по деревьям. На меня и не смотрят. Я их раньше не видел, когда же они успели залезть?
- Эй вы, игрушки плюшевые! Ну-ка, слезайте, бегите за мамкой! А то она вернется за вами и мне придется стрелять!
Медвежата сидели высоко, от моих криков полезли ещё выше. Нет, шуметь мне не надо. Посижу, помолчу.
Не знаю, сколько прошло времени, не засекал. Минут пятнадцать-двадцать, а может, и полчаса. Из ручья, примерно оттуда, куда скрылась медведица, донеслось негромко:
- Ук... Ук...
Это медведица позвала медвежат!
Послушные детки живо соскользнули с дерева и прыжками поскакали на зов матери. Большой впереди, маленький за ним. Я обратил внимание: когда медвежата лезли вверх, на чистой белой бересте следов их когтей не было видно; а когда стали съезжать, тормозили, придерживались передними лапами за ствол и оставили хорошо заметные царапины.
...Медвежья семейка ушла, а я всё сижу. Полный ступор от случившегося начинает распадаться на отдельные конкретные моменты, вопросы. Как медведица с медвежатами оказалась у волчьего логова? Ведь ничего, что могло бы привлечь её, возле логова нет, абсолютно ничего. Как это так, я стрелял ей в лоб метров с четырех, не больше, а она убежала, как ничего не бывало? Я промахнулся? Не может быть! Я попал, но дробь не причинила ей существенного вреда? На таком близком расстоянии дробь летит плотной кучей, считай, пулей, а ей хоть бы хны? Ничего я не пойму! А самое удивительное, никак не укладывающееся в голове: как я не заметил то, как она развернулась назад? Ведь не закрывал глаза, не моргал, но видел то лоб медведицы, стрелял, и в то же мгновение - её затылок на мушке. Что, она в последнем прыжке прыгнула головой ко мне, а приземлилась, развернувшись в воздухе на 180 градусов? И я это не увидел? Уму непостижимо!
...Шорох за спиной. Оборачиваюсь: от вала в гору убегает волчонок! Большой уже! Ведь сегодня 17 число июня, волчатам уже больше семи недель от роду.
- А ну, стой!
Волчонок в траву, замер, затаился. Я знаю их умение так затаиваться в любом месте, что будешь рядом ходить и хрен заметишь. Потому примечаю место, где волчонок залег: на шаг вправо и на шаг дальше от сухого стебля конского щавеля. Подошел, поднял за шкирку - никакого сопротивления. Второго волчонка откопал из норы. Остальные, если были, попрятались или ушли за волчицей. Они уже бегают здорово. Опоздал я нынче к логову, опоздал.
Опасность миновала и человек осмелел, полазил по ручью, вокруг. С ружьем наготове, как в кино. Волчат искал, осмотрел все ходы медведицы. Ничего не нашел: ни волчат, ни признаков ранения медведицы, ни даже следов "медвежьей болезни". В том месте, откуда она выпрыгнула, лёжки тоже не было. Выходит, она действительно проходила мимо.
....Мешок с волчатами поволок по земле, протащил метров четыреста, двигаясь по ветру. В кучке маленьких сосенок посреди заброшенного поля, откуда во все стороны на дистанцию ружейного выстрела было чисто, засел в засаду. Сидел дотемна, пока была возможность стрелять. Волки не пришли. Вообще никак не проявили свое присутствие. Значит, с волчицей ещё остались волчата. На этих двух им наплевать: волки - единственные в лесу родители, которые не заступаются за свое потомство.
При опасности любая лесная тварь защищает, старается спасти своих детёнышей, не щадя себя. Даже маленькая пичужка отводит врага от гнезда с птенчиками, волоча крыло, изображая из себя подбитую. А волки - нет, никогда. "Хрен с ними, с волчатами, пусть погибают! Лишь бы спасти свои шкуры," - такова логика их поведения. Прочтите это, фантасты, сочиняющие душещипательные истории о благородстве волков, об их "браках на всю жизнь", о самопожертвовании ради спасения волчат. В действительности ничего подобного нет. Близко даже нету.
Ни когда не стрелял волков. Тропил, поднимал их с лежек, но никогда не удавалось по ним выстрелить. На медведей не охочусь. Волков у нас берут охотники в основном со снегоходов в конце февраля - в марте. Собираются несколько охотников иногда Аралбаеа охотовед участвует.