Сашка
Сашка рос в большой семье таёжных охотников. Его дед, отец, старший и младший брат отца, все были охотниками. Через два дома проживала семья бабушкиного брата, он тоже был охотником. К охоте относились, как к не отделимому труду. Летом охотится было не когда, работы было выше головы.
Когда наступала осень, и в огородах убирался урожай приходила пора охоты. Начинали по зайцу, мимоходом охотясь и по перу. Затем когда снег становился глубже переходили на пушной промысел. Старший брат отца занимался ловом лис, куниц, младший брат ловил белок, ставил силки на рябчиков, косачей, отец охотился по зайцу. Шкуры всех зверей сдавались в заготконтору. Дед с бабушкиным братом ходили по лосю.
В доме на полатях над русской печью всегда сушились какие нибудь шкурки. Сашка с малолетства знал, охота, это не баловство. Дутые, треснутые гильзы были основным арсеналом его игрушек, их дополняли лапки птиц, зверей. Когда приносили дичь он вместе с мамой теребил птицу. К 6 годам, он уже умело мог ощипать любую птицу, зная что большие крылья косачей и глухарей, которые он не мог выдернуть можно обстричь ножницами. Весь пух и перо шло на изготовление подушек.
Младший брат отца д. Коля, брал Сашку с собой в лес. Они заготавливали кисточки рябины, которые потом шли на ловлю рябчиков. Дядя Коля учил его как ставить силки, заборчики для ловли боровой птицы. Когда силки устанавливались, Сашке доверяли проверял их. Он доставал пойманную птицу, но настораживал силки дядя Коля сам.
К 8 годам его стали брать на охоту по косачам с чучелами. Ловкое лазанье по деревьям Сашки использовали для установки и снятия чучел на березы. После того как чучела устанавливались он садился в шалаш и смотрел как взрослые добывают прилетевших птиц.
Отец брал его на капканный промысел по зайцу. Сашка удивлялся силе отца который мог нести столько много больших капканов, учился в каком месте и как лучше ставить капкан, а где надо ставить только петли или тенёту.
Однажды гончая гоняя зайца, которого не могли долго взять, повредила подушечки на лапах. И старший брат поставил Сашку на след зайца, коротко объяснив ему, что надо идти всё время по следу и подавать голос, а лучше петь. На первом же кругу заяц был взят. После этого случая, на семейном совете было решено доверить Сашке ружьё.
Отец провёл первый инструктаж по пользованию ружья. За огородом отмерял 25 шагов повесил шойду (шойды - рабочие рукавицы). После выстрела Сашки в ней оказалось 6 дырок. Отец похвалил, сказав что рябка «со стегнул». Так он стал хозяином ружья. Хотя на серьёзные охоты; по лосю, по куниц, его не брали.
При зарядке патронов Сашка всегда был рядом, слушал как лучше их заряжать. От его не прятали ни порох, ни ружья. Он всегда мог взять для чистки «своё» ружьё.
Как то осенью, когда уже лежал снег, они с отцом решили «по чучелить» косачей. Но в последний момент отца не пустили дела. Увидев что Сашка загрустил, он сказал, - Иди один, поле над Игнатьевской знаешь, с левой стороны увидишь наше чучело висит, а рядом скрадок. Валенки с калошами одень, хоть и тяжеловаты, зато не по мёрзнешь.
Ходить за спиной взрослых, глядя на рюкзаки одно, а одному, это другое дело. Хотя путь ему был известен и заблудится он не мог, Сашка волновался. Он вышел из дома в утренних сумерках, до места надо было пройти 3 км. В 8 утра он был уже на месте. Скрадок был просторный, он чуть поправил еловые ветки, стал ждать.
Стайку двух десятков косачей, он заметил из далека. Они летели с востока. Сашка сжав в руках ружьё взвёл курок, в голове метались мысли. Когда стрелять? Вдруг не подсядут, а пролетят мимо.
Перед берёзой на которой висело чучело, стайка разделилась. Часть птиц с шумом уселась на соседнюю березу, а большая часть спланировала на поле рядом со скрадком. До ближайшего молодого косача было не более 20 метров. Парнишка медленно поднял ствол, в груди трепетало, мушка на стволе ёрзала из стороны в сторону. Сашка нажал на курок. После выстрела стайка улетела, а на снегу трепыхался косач. Выскочив из скрадка Сашка бросился к птице, но на два размера больше, валенки с калошами были тяжелы затёкшим ногам. Споткнувшись он упал, но тут же вскочил, рванулся к птице, снова упал и снова ни чего не замечая вскочил и устремился к птице. Когда косач был в руках, его охватила радость. Казалось, снег разделяя его счастье искрился каждой снежинкой этого поля. Ему хотелось кричать и он не сдерживая себя кричал в небо, в это осеннее пасмурное небо, которое было для его сейчас милее всего.
Сашка уложил птицу в рюкзак и будь то на крыльях помчался домой. Туда где его родные, близкие люди поймут, оценят его счастье. Счастье первой добычи охотника.
Благодарю за прекрасные фотографии Олега (shadow)
Лучшие комментарии по рейтингу

