Готовь пирогу зимой (народная мудрость индейцев племени атапасков)
Когда я впервые увидел строящуюся лодку, мне вспомнились строчки из повести Даниэля Дефо:
«Таков человек! Он выбирает самое большое дерево, и хочет спустить на воду самую большую лодку. Он кладёт на это силы и годы, а потом убеждается, что задуманное ему не по плечу. Он не сможет даже сдвинуть лодку с места, а годы ушли, и достанет ли у человека сил в остаток дней взять снова топор в руки и, опершись на весь свой горький опыт, вырубить новую лодку..».(Робинзон Крузо)
Это с непривычки, я то всегда обходился надувашками меньших размеров.
Так как я не совсем в теме, статью я решил написать в формате интервью, вопрос-ответ.
Итак конструктор-изготовитель этого плавсредства, мой зять, Максим (М), и я автор этого опуса (А)
А: Каким образом тебе пришла в голов мысль сделать пластиковую лодку своими руками?
М: Такие лодки давно делают за границей - наберите HDPE Boat и посмотрите разные варианты и фирмы. Есть производители и у нас, пока так же, полукустарно.
А: Имелся какой - то чертеж, схема?
М: В основном это импровизация, скопировать что то мы и не пытались. Решившись сделать на пробу лодку, надо было решить несколько вопросов:
1. Определить размер. Тут мы решили с русским размахом 2.0м на 5м. Влезает в бортовую машину, прицеп и т.д.
2. Определить диаметр баллонов, что сильно влияет на вес лодки. Подходящие ПЭ трубы имеют толщину стенки от 20мм до 40.
3. Постараться уменьшить вес лодки.
4. Обеспечить необходимую прочность.
5. Хотелось сделать оригинальную конструкцию.
А: И к чему пришли?
М: И так, опустив все муки творчества и споров с партнерами пришли к следующему:
1. Диаметр баллонов 600мм.
2. Материал взяли ПЭ оболочка от ППУ труб, она как труба, но стенка 8мм. Что даст при таком размере вес 550-600кг.
Для придания жесткости таким баллонам внутри будут заполнены ППУ пеной под давлением. Кстати также делает лодки РИБ для спецназа "Зодиак".
3. Для защиты тонких стенок баллонов от ударов, для улучшения мореходности, повышения прочности и улучшения глиссирования снизу решено сделать три лыжи, по примеру морских саней Фокса. Днище, транцы и перегородки-сидушки будут толщиной 20мм, лыжи толщиной 10мм.
Обводы лодки будут напоминать - сани Фокса.
На испытаниях будет мотор 40л.с.
Ориентировочная масса - 550кг
А: Меня терзают сомнения - не развалится ли эта конструкция под импортной «сороковкой». Мотор то мощный.
М: Швы достаточно крепкие - примерно 80% от прочности материала, и я и Саша (мой брат) сварщики по полиэтилену и работаем с этим материалом. Для придания жесткости таким баллонам внутри они будут заполнены ППУ пеной под давлением. Кстати также лодки РИБ "Зодиак" делает для американского спецназа.
А: Значит если такая лодка полная «котиков» или «тюленей» получит пробоину - все равно останется на плаву?
М: Даже если ее разорвет на куски, все они будут плавать.
А: С виду лодка легкая, откуда такой вес? Да и ворочаете ее вы вдвоем особо не напрягаясь. Это наверное вместе с мотором, бензином и экипажем. Полная масса так сказать?
М: Мы массу прикинули исходя из веса материалов, возможно ошиблись.
А: Раза в два по моему.
М: Русские кулибины делают такие лодки уже лет пять.
Материал PE не боится морозов, ударов, трудно горюч и имеет не сильно, но положительную плавучесть.
Сваривают его экструдером в котором такой же ПЭ плавится и выдавливается под давлением.
Наши самодельщики умудряются делать экструдер из дрели и строительного фена.
В основном у нас повторяют конструкцию надувной лодки, т.к. ПЭ трубы в большой доступности. Листы тоже можно приобрести, но сложнее. У ПЭ есть один недостаток - боится ультафиолета т.е солнечного света. Эта проблема решается тентами или добавками с защитой от УФ на уровне производства. За день, месяц или даже год УФ не разрушит лодку, но беречь надо. Срок службы изделий из ПЭ мин. 30 лет.
Максим живет в Питере, поэтому и лодку мастерит морскую, Финский залив, Ладожское озеро, там такой размер не в диковинку. Хотя и у нас ОВХ не меньше.
Для охоты же можно попытаться смастерить посудину гораздо меньшего размера, благо трубы разного диаметра не проблема. Я если созрею для трудовых подвигов, лодочку хочу построить килевую, маленькую.
У меня были всякие лодки. Резиновая сгнила, дюралевая утонула, ПВХ-ку пропорол ножом, да и по швам стала спускать. Нет в мире совершенства…Хотя…
Возможно эта статья подвигнет «рукастого» охотника смастерить лодку по своему вкусу
Лучшие комментарии по рейтингу
Водный завершив вояж
можно править такелаж,
Между делом потребляя
ром гавайский и грильяж.
Но при этом должен помнить
корабельный экипаж,
Что охота и рыбалка
любят трезвый облик наш.
По чуть-чуть конечно можно,
"на кровях" налей и вмажь,
Но с башкой не расставайтесь,
мозг не купишь, не продашь.
А то походочка, как в море лодочка,
и друг, в болотниках, бухой лежит.
А ведь пришли сюда, где можно без труда
и уточку и рыбку взять всегда.

Водный завершив вояж
можно править такелаж,
Между делом потребляя
ром гавайский и грильяж.
Но при этом должен помнить
корабельный экипаж,
Что охота и рыбалка
любят трезвый облик наш.
По чуть-чуть конечно можно,
"на кровях" налей и вмажь,
Но с башкой не расставайтесь,
мозг не купишь, не продашь.
А то походочка, как в море лодочка,
и друг, в болотниках, бухой лежит.
А ведь пришли сюда, где можно без труда
и уточку и рыбку взять всегда.