О звериных болезнях
В 80-х и 90-х годах я был руководителем бригады охотников Новочебоксарского общества ОиР по отстрелу копытных. В те времена существовал порядок, по которому бригада должна была отоварить две «товарные» лицензии. Мясо «товарных» лосей сдавалось на реализацию, и только после этого выдавалась «спортивная» лицензия, которая использовалась для внутреннего употребления. Надо сказать, что и с товарных лосей бригада кое-что имела т.к. туши сдавались без шеи и укороченные на одно ребро. За работу бригаде выплачивалась небольшая сумма от веса сданных туш.
Лося в те времена было много, и бригада была вполне профессиональная. Только зимние денечки короткие и необходимо было быстро управиться с охотой, разделкой и вывозкой туши. Я как бригадир расставлял номера и поэтому всегда оказывался крайним номером. В одном из загонов после выстрела все стали подтягиваться к добытому зверю, я как крайний подошел последним. Бригада скучилась вокруг туши и не приступала к разделке. Возмущённый такой бесцельной тратой времени я ещё издали стал проявлять недовольство, пока не понял причину.
На лося было страшно смотреть. Всё его тело было покрыто желваками величиной в два моих совсем не маленьких кулака. Местами они сливались, образуя бугры, а морда лося, обезображенная этими буграми напоминала доисторическое животное. Под мышками от трения желваки лопнули, и по ногам лося текла сукровица, смешанная с кровью, при этом она дурно пахла. Лось был явно болен, и надо было что-то делать. Ближайший ветеринар жил в 15 км от места охоты. Мы ездили к нему клеймить туши, и он имел от этого свой процент натурой. Делать нечего, и я отправился к ветеринару домой. Он был занят своими делами и по началу, наотрез отказался ехать в лес, но удалось его уговорить и вот мы в лесу. Ветеринар попросил нож для того чтобы сделать надрез. Все зажали свои ножи, боясь их «испоганить». Пришлось применить «административный ресурс». Оказалось, что опухоль находилась в толще кожи и снималась вместе с ней. Ветеринар сказал, что это нарушение обмена калия в организме и если бы лось жевал золу от костров, в которой калия много, то не имел бы неприятности. Мясо пригодно в пищу, и на реализацию, что мы с облегчением и сделали - сдали на реализацию. Спустя какое-то время мы добыли ещё одного лося с начальными признаками такого заболевания, но тут мы уже действовали без опасения.
При добыче медведя в Кировской области существует порядок, по которому добытая туша должна проходить ветеринарное освидетельствование на трихинеллез. Болезнь в настоящее время не излечимая и от которой страдают медведи, кабаны, барсуки и другие животные питающиеся падалью. Заражается и человек, часто со смертельным концом.
При разделке туши одного медведя выявились признаки явной болезни медведя. Туша была совсем без жира. Мясо было синее совсем не похожее на мясо здорового животного. Требуху, голову отправили в ветеринарную лабораторию за тридцать километров в районный центр, что совсем не близко по таежным дорогам. В ожидании результатов экспертизы нажарили две сковороды медвежьего мяса и, запивая спиртом «Рояль», одну сковороду опорожнили. Правда, среди нас нашелся особо боязливый, который заявил, что он лучше хлеб с маргарином поест. С кликухой «Маргарин» ходит до сих пор. Приступили ко второй сковороде, когда приехали гонцы с предписанием ветлаборатории – мясо сжечь или закопать на глубину два метра предварительно засыпав хлорной известью. Никто не заболел. Наверное, помогло, что хорошо прожарили мясо да и спирт наверное помог. Когда трихинеллы вылупляются из своих оболочек, они очень уязвимы. Я слышал, что Якуты только этим и спасаются, т.к. там каждый второй медведь болен.
Пару раз добывали лосей с наличием в мышцах животных финнов – паразитов гельминтов. Но в таких случаях мы действовали по инструкции, актировали и сдавали туши на местный завод мясо - костной муки на утилизацию получая взамен новые лицензии.
Однажды, после установки льда на местных водоемах я увидел ондатру, бродящую по льду пруда. Подползя на пузе к берегу я успешно добыл её. Довольный свалившейся на меня удачей я бросил её в рюкзак и направился домой, чтобы снять крупную, и совершенно выкуневшую шкуру. Дома вытащив ондатру из рюкзака, первым инстинктивным моим желанием было бросить её. Вся ондатра была, как мукой, посыпана зуднями, (мелкими накожными паразитами наподобие вшей) которые вылезли на шерсть после остывания туши.
Разделывая добытых рябчиков, я иногда находил в их кишечнике круглых червей на подобие аскарид.
Описывая эти случаи, я хотел обратить внимание охотников, особенно молодых, на определенную опасность, исходящую от добытой дичи. Поэтому необходимо соблюдать осторожность при приготовлении дичи, и соблюдать личную гигиену при обработке добытых трофеев.
Лучшие комментарии по рейтингу
Не те черви, что мы едим, а те, что нас едят (с) :-))
Что бы нас не ели, надо не есть детей (личинок) и яйца этих червей живыми (недоваренных, недожаренных, копченых и вяленых). А по поводу осторожности и личной гигиены абсолютно правильно. При сомнении и подозрении, лучше не есть, чем потом врачи подтвердят что ты был прав, когда засомневался.
Не те черви, что мы едим, а те, что нас едят (с) :-))
Что бы нас не ели, надо не есть детей (личинок) и яйца этих червей живыми (недоваренных, недожаренных, копченых и вяленых). А по поводу осторожности и личной гигиены абсолютно правильно. При сомнении и подозрении, лучше не есть, чем потом врачи подтвердят что ты был прав, когда засомневался.


Но у меня есть оправдание, когда то у тебя в профиле был Киселевск прописан, я думал что ты переехал, а потом выяснил, что ты на месте, а это город название поменял :-))
Скифы же древний народ, мало ли чего за это время произошло :-)))

Комар тоже паразит но мы его не боимся ))).
Выкидывать птицу при наличии блох, показатель низких знаний. Встречал у всех представителей боровой внутри паразитов. У рябка из 5 в 3, у косача из 6 в 2 наличие паразитов. Руки моем перед едой.
Одно правило работает всегда, при потере хозяина паразит погибает )))




