Конда-Конда как много теперь воспоминаний!

Добрый день Уважаемы форумчане, охотники и рыболовы!

Хотел бы поделится с Вами нашим отчетом о походе на плоту по реке Конда, маршрут: Урай – Ханты-Мансийск.

Ниже краткий отчет о походе, а более развернутый - размещать долго и нуторно, но тем не менее он есть, ссылка будет ниже.

Так же, вашему вниманию сделан и видео отчет о походе, ссылка так же ниже.

Ну что, - поехали!

Трое на плоту, не считая двух собак

Опасна и непредсказуема осенняя Конда, река в ХМАО. Отмели, водовороты, высоченные осыпающиеся берега – все это ерунда по сравнению с главной опасностью: всю территорию и «акваторию» поделили ханты и манси. Всерьез охраняют местные жители свои промысловые угодья. И нет тут никаких законов, кроме закона тайги. А мы – чужаки на плоту, да еще и с красным флагом. Такое началось! С одного берега по нам палят жестокие ханты, а с другого - ревнивые манси. Наши патроны быстро кончаются. Ужас!

… Приснится же…! Да еще и вначале пути…

О плот!

Еще прошлой зимой появилась мечта организовать путешествие на плоту по Северной Сосьве – тоже реке в ХМАО. У генератора идеи – Александра - золотые руки и инженерное мышление. Начиная с февраля, он занялся постройкой плота. Мы с Антоном сначала поддерживали Саню морально, давая бесполезные советы, а через некоторое время, когда проявились ростки совести, подключились к работе. Каждый вечер втроем пропадали в Сашкином гараже. Сверлили, варили, резали, красили и т.д. И вот, спустя полгода, плот готов. И мы готовы. Кстати о нас: Артем, Антон, Александр. Имена у всех начинаются с буквы «А». Лучше не придумаешь – «ААА» – как элемент питания, только заряд неиссякаемый.

Название

Согласен, название плота – тема незначительная, но не в нашем случае. Идея построить плот пришла одновременно с названием «Небздящий», что в переводе со сленга обозначает «храбрый, смелый, не испытывающий дискомфорта в животе при опасных ситуациях».

Короче говоря, незадолго до нашего круиза, из Тюмени же, стартовал большой плот с названием «Небздящий». Обидно! Но ничего не поделаешь. Решили искать новое имя нашему судну. Вариантов было много, но в итоге ни один не подошел. Поэтому поехали без названия. Хотя в пути как мы только свой плот не называли…

Начало пути

Мечтали мы о диких местах Северной Сосьвы. Хотели пройти от Тапсуя до Игрима. Говорят, рыбалка там волшебная, а дичи – море. Но против природы не попрешь. Лето было жарким, а осень дождливая. Все подходы к Сосьве пересохли, а мосты размыло. Облом!

В принципе, сильно никто не расстроился. Мы, изначально предвидя проблемы и доверяя советам друзей, продумали запасной маршрут. И… понеслась душа в Урай. А точнее, от Урая - Ханты-Мансийска по Конде.

День первый

15 часов в кабине «газели» – это круто! Мы, конечно, пытались поспать, но тщетно. Ноги не вытянуть, голову не закинуть, не развернуться. А еще российские дороги, которые по-прежнему можно не комментировать. Нелегкий путь скрашивали шахматы, гитара, коньяк и автомобильный телевизор.

Сева – наш друг и водитель - привез нас на берег Конды уже под вечер. Уставших, не спавших. И вот те раз! Дождь! Промокли, как сосьвинские селедки, пока перетаскивали из кузова полторы тонны вещей: плот, мотор, два типа горючего (для двигателя и для души), еду, печку, инструменты, генератор и многое другое.

Вещи выложили, Сева уехал. И мы остались без крыши и тепла. А дождик все нарастал. Собрав остатки воли в кулак, начали собирать плот прямо под дождем.

Времени – за полночь. Ни черта не видно. Налобные фонарики еле мерцают. Помучились маленько и собрали кабину плота прямо на берегу. Установили печь. Дело за малым – срочно нужны сухие дрова. На берегу реки в дождь найти сушину – огромная проблема, но мы же «ААА»! Справились. Затопили печь в прямом и переносном смысле. Часа через два дрова, просушенные газовой горелкой, вспыхнули. Стало тепло, и мы вырубились, утомленные поездкой, дождем и мыслями о предстоящей сборке плота.

Урай

Дождь задержал в этом небольшом городке на целых двое суток. Но ни один из нас об этом не пожалел. Сам по себе городок – так себе: 40 тысяч человек. Неухоженная набережная, типовые пятиэтажки, разбавленные коттеджами и бараками, – все, что я успел разглядеть. Но главная достопримечательность – люди. И это не высокопарные слова, а чистая правда.

Все началось с того, что ночью у нас смыло в реку баллон. Проблема более чем серьезная: на двух баллонах ехать очень опасно. Грузом может продавить палубу. И все – прощай поездка. Недалеко от нас на берегу припарковался пассажирский паром, перевозивший жителей с одного берега на другой. Я обратился к команде и рассказал о нашей горестной потере. Капитан катера посоветовал срочно звонить в МЧС и вызывать на помощь надзорные катера. Эту идею мы отмели моментально, так как ни документов на судно, ни номеров, ни разрешений у нас не было. И поиски баллона закончились бы большим скандалом.

Поблагодарив речника за глобальный совет, я зашагал обратно. Несколько часов мы анализировали ситуацию и решали, можно ли собрать судно, не используя средний баллон. И вдруг, как говорит М. Задорнов «Наберите побольше воздуха в грудь…», со стороны реки раздался громкий гудок. Ребята с катера звали нас, махая пропавшим баллоном. Они специально спустились вниз по течению, нашли и привезли нам драгоценную пропажу. Да еще и обиделись, когда мы предложили им награду.

Вообще, урайцы не только проявляли любопытство. В большей степени они окружили нас – туристов из Тюмени - заботой. Да-да! Именно заботой. Каждый пытался чем-либо помочь. Один притащил недостающий инструмент (безвозмездно), другой предложил сухих дров, симпатичная девушка принесла еду для наших собак, остальные просто вдохновляли и поднимали настроение дельными советами, шутками, вниманием. Особенно запомнились мне пожилая женщина с внучкой. Ранним утром они пришли к нам с огромным пакетом, в котором лежал различный корм для для наших собак. Женщина рассказала, что на днях она с внучкой похоронила любимую кошку, которую разорвали местные собаки. Кто поймет русскую душу?!

Спасибо вам добрые друзья - урайцы! Возможно, спустя годы, перееду к вам на перевоспитание.

Отчалили

Утром 13 сентября мы доделали плот и встали на воду. Невозможно описать нашу радость! Мы так долго и упорно к этому шли.

Медленно и чинно проплыли свозь Урай. Народ доволен. Все радуются и машут трем гордо стоящим на палубе путешественникам. А мы прощаемся с полюбившимся и, одновременно, несколько опостылевшим городком.

Конструкция

Постараюсь подробно описать конструкцию нашего мини-корабля. Я бы назвал его речным джипом. Он гораздо вместительней и грузоподъёмней легковушки, но и до грузовика не дотягивает.

Итак, наш речной джип – это три накачанных баллона, длиной почти 8 метров, крепко-накрепко скрепленных продольными трубами (стрингерами) и поперечными ребрами (шпангоутами); палуба, закрытая 10 мм фанерой; борта, сделанные бруса из досок. Металлический каркас каюты закрыт фанерой, окна - тонким оргстеклом. Крыша – один большой лист поликарбоната. Каюта уютная и теплая благодаря печке. А печная труба делает наш плот похожим на пароход. Кроме того, в каюте расположены стол, две двухъярусных кровати и руль.

Остальное пространство использовалось под складирование еды, вещей и дров. Честно говоря, было довольно уютно. С нами не смог поехать наш четвертый участник Володя, но даже он не нарушил бы комфорта пребывания на плоту – места бы вполне хватило.

А вокруг красота!

Даже моросящий дождь не испортил картины. Реку осенью можно сравнить только с рекой осенью. Я понимаю, почему чайки так кричат. Они не могут выразить своих чувств. Летают, любуются природой и орут от счастья. Глядя на красоты осенней Конды, я тоже, на какой-то миг, захотел стать чайкой.

Вокруг - бесконечный лес, в который осень вплела миллионы оттенков. Пышные облака, как в небесном калейдоскопе, преображаются в причудливые фигуры. Даже коряга, торчащая из воды, радует глаз.

А запах! Кто был в тайге – знает этот запах хвои и сена, перемешанный с запахом…. Не хватает фантазии описать. Просто гамма чувств!

Грибники

Несколько дней мы плыли практически без остановок, чтобы выкроить день для прогулки по лесу. Грибов в этом году очень много. Ровно за 10 минут собрали пятилитровую банку отборных маслят. Если бы не выбирали маленькие грибочки – набрали бы мешок. Хотя, откровенно говоря, мы сошли на берег поохотиться, а не «за грибами». Охоту нам обломал лось. Точнее, лосиха…

Идем втроем по тайге. Лайка Варта шныряет вокруг нас в радиусе 200-300 метров. Мы не спеша двигаемся, ищем следы, слушаем лес и собаку. Если залаяла, значит, где-то кто-то есть. Возможно, глухарь или тетерев.

Вот так мы шли и шли километра четыре. Собака молчит, следов – ноль, тишина и покой. А лес все глуше и мрачней. Все - как в книгах Стивена Кинга. И вдруг… дорогу нам перебегает лосиха. Чтобы понять, что это девочка, а не мальчик, не нужно сильно вглядываться. Размер животного и отсутствие рогов в начале осени – главный признак полового различия.

Целую секунду нас разделяли не более 20 метров. Если бы в ружьях были пули, а не дробь, у нас был бы шанс добыть 200 кг свежего мяска. Но лес этот абсолютно не лосиный по многим показателям. Да и мы не подготовились к встрече с крупным рогатым. Для проформы пробежались маленько за «добычей». И что толку – лосик-то уже далеко!

Всю дорогу обратно громогласно сокрушались по поводу своих охотничьих навыков и собачьего нюха.

Добыча

Много раз охотился на глухаря в лесу. Увидишь или услышишь птицу на дереве, а потом медленно крадешься и добываешь. На берегу совсем по-другому. Выходят глухарики стаями на берег и клюют мелкие камушки, которые необходимы им для пищеварения. А услышав опасный звук, птицы замирают и становятся неподвижными. Такую картину я увидел впервые. Можно подумать, что местные жители выставили чучела глухарей на берег для красоты. Внезапно чучела зашевелились и разлетелись кто куда. Но, к нашей радости разлетелись не все, и я приготовил свой фирменный плов из глухаря.

Забегая вперед, скажу, что еще мы добыли утку, из которой получился отличный борщ.

Больше добычи не было.

Рыбалка

Если бы мы уделяли внимание рыбалке – наловили бы тонну рыбы. Но времени катастрофически не хватало.

Благодаря японскому 25-сильному мотору мы двигались со скоростью 9-10 км в час (5 узлов). Ежедневно мы старались проходить 80-90 километров, поскольку в назначенный день нас будет ждать водитель Сева в Ханты-Мансийске. Туман, дождь и ветер частенько вмешивались в наши планы, поэтому мы старались не задерживаться.

Несмотря ни на что, на уху мы все-таки наловили. А еще и местные жители неоднократно угощали нас окунем, щукой и даже стрелядкой. Только не рассказывайте рыбнадзору.

Чайник

В самом начале пути на дне нашего старого чайника образовалась дыра. Вода быстрее вытекала, чем закипала. Чтобы залатать дыру, нужен специальный инструмент, а на корабле его не было, поэтому горячий чай и кофе стал для нас деликатесом. На прохладной реке отсутствие чайника смерти подобно. Воду приходилось кипятить в кружке. Вот так и промучились до поселка Кондинского.

Недалеко от вышеупомянутого поселения мы позаимствовали чайник в охотничьем домике. Не подумайте о нас плохо. Сначала мы убедились, что чайник в домике не один. Взамен оставили горсть новых патронов и свой старый чайник.

Очень надеюсь, что мой рассказ дойдет до хозяина того охотничьего домика и мы сможем связаться. С радостью вернем ему новый чайник. Ведь, по сути, он сохранил нам здоровье.

Таежные поселки

Конда - очень оживленная река. Нередко мы останавливались в поселках, чтобы пополнить запасы хлеба и других свежих продуктов. Половинка, Луговой, Междуреченский, Кондинское, Болчары, Алтай, Выкатной, Тюли, Базьяны - вот неполный перечень поселений, в которых мы делали остановки. Все перечисленные поселки можно описать в общем: деревянные домики, почерневшие от времени и погоды, меньше десятка коттеджей из красного кирпича, сельская школа со спортивной площадкой, сравнимой с полосой препятствий у ВДВшников, несколько магазинов, обшарпанная почта и единственный светофор, мигающий желтым светом. Да! И, извините за выражение: «конские» цены! В магазинах все очень дорого, несмотря на то, что нефтяников и газовиков проживает гораздо меньше, чем обычных жителей с окладом в 12 000 рублей. Я спрашивал у местных.

Гринпис, ау!

Жители севера нас предупредили, что даже до Конды добралась цивилизация и пить воду из реки нельзя. Некоторые храбрые скептики возразили и порекомендовали просто получше воду кипятить. Но неприятен сам факт того, что люди загадили даже северные реки, на берегах которых вообще нет никаких производств.

А леса?! Таежники знают, что пластиковая бутылка в лесу – на вес золота. Из неё можно изготовить столько приспособлений, сколько не знает передача «Очумелые ручки». Но главное предназначение бутылки – хранение воды. И снова неприятный факт – леса завалены пластиковой тарой и другим хламом.

Друзья, неужели фильмы про апокалипсис окажутся правдой?! Тогда по сценарию Земля, устав он неблагодарных жителей, смоет с себя нечистоты к чертовой матери и будет жить в свое удовольствие, источая кислород.

Ханты-Мансийск

Через 11 дней пути мы благополучно добрались до Ханты-Мансийска.

На радостях за шесть часов разобрали плот и перетаскали плот на высокий берег набережной.

Потом мы молча сидели у костра, пока ждали водителя. Каждый думал о своем, но всем было одинаково грустно осознавать, что путь пройден.

«Прощай Конда, увидимся с тобой…»

В итоге мы прошли более 700 км по Конде и около 100 км по Иртышу. Было сложно, иногда – очень сложно. Только сборка и разборка нашего речного джипа забирала много сил и энергии. Но я ни о чем не жалею, ведь, пройдя этот маршрут, я увидел, насколько огромна планета и разнообразна природа, какие бывают люди, сколько в мире того, что мы могли бы не увидеть никогда. Никогда!

Я счастлив, что испытал себя, в очередной раз ощутил красоту России, и еще узнал, насколько сильно привязан к Тюмени – моему любимому городу.

Видео-фото-отчет:

https://youtu.be/3JvJtkZYoOk

Полноценный отчет о походе и его обсуждение по ссылке:

http://rustravel72.ru/viewtopic.php?f=7&t=1223

Надеюсь данный отчет вам понравился. :)

голосов: 8
просмотров: 758
wildpower, 10 января 2017
16, п. Мамонтово, Нефтеюганского р-на Тюм. обл.

Комментарии (23)

239
Тюмень
10 января 2017, 17:49
#
+0 0
ну ничего так отчет.. почти профессиональный... молодца... на дичь то разрешения брали? если нет- беда..... не любят тут нелегалов от охоты.....
16
п. Мамонтово, Нефтеюганского р-на Тюм. обл.
10 января 2017, 23:09
#
+0 0
osv, все было как положено, разрешения все дела, к маршруту готовились тщательно и продумано.
239
Тюмень
11 января 2017, 10:39
#
+0 0
wildpower, счастливчики... хороший круиз.. завидую...
98
Новосибирск
11 января 2017, 10:54
#
+0 0
вот молодцы так молодцы, приличное расстояние. Мы иной раз по Берди сплавляемся неделю - пусть не такое масштабное, но тоже приключение. Очень позавидовал вашему походу! Лови звезду
16
п. Мамонтово, Нефтеюганского р-на Тюм. обл.
11 января 2017, 11:51
#
+0 0
JPAmber, пасиб, заглядывайте к нам на огонек на форуме.
493
ХМАО Югра
12 января 2017, 0:49
#
+0 0
Вот так порадовал земляк повествованием! Слог хорош, изложено грамотно м с душой. Жму руку Робинзону:) Звезда *
16
п. Мамонтово, Нефтеюганского р-на Тюм. обл.
12 января 2017, 1:40
#
+0 0
YPS, Благодарю, рад что понравилось.
493
ХМАО Югра
12 января 2017, 12:11
#
+0 0
wildpower, Ты из Пыть-Яха что ли?
16
п. Мамонтово, Нефтеюганского р-на Тюм. обл.
13 января 2017, 1:31
#
+0 0
YPS, Прожил там 23 года, в 2008 году перебрался в Тюмень, мы знакомы?))))))))
493
ХМАО Югра
13 января 2017, 1:54
#
+1 0
wildpower, Будем знакомы. Я Павел:) Охочусь вокруг Пыть Яха. Большой Балык, Карьёган, Согорье
16
п. Мамонтово, Нефтеюганского р-на Тюм. обл.
13 января 2017, 2:01
#
+0 0
YPS, Я редко в Пыть-Яхе бываю, родили пока там живут, но в скором времени тоже в Тюмень переедут, в тех краях которые ты описал, тоже практически каждый куст облазил.
Но периодически ностальгия просыпается о той природе, местах, красотах, нет этого в Тюмени.....
493
ХМАО Югра
13 января 2017, 2:07
#
+0 0
wildpower, загляни в мои фото, освежи память:)
16
п. Мамонтово, Нефтеюганского р-на Тюм. обл.
13 января 2017, 2:08
#
+0 0
YPS, Вот теперь к новому походу готовимся, либо опять будем прорываться на С.Сосьву, или второй вариант, уходим на Б.Юган в район Тайлаковского месторождения и финиш в Нефтеюганске.
16
п. Мамонтово, Нефтеюганского р-на Тюм. обл.
13 января 2017, 2:09
#
+0 0
YPS, Уже посмотрел, красота!!!
493
ХМАО Югра
13 января 2017, 2:30
#
+0 0
wildpower, Нужена будет помощь в Юганске, можешь на меня рассчитывать. Помогу чем смогу.
16
п. Мамонтово, Нефтеюганского р-на Тюм. обл.
13 января 2017, 2:34
#
+0 0
YPS, Благодарю Павел! Если есть желание, присоединяйся и к нашему форуму. http://rustravel72.ru/index.php
Так же есть ребята с ХМАО, в т.ч. и с Нефтеюганска, Хантов.
3758
Пермь
14 января 2017, 14:49
#
+0 0
Сплав это прекрасно.
Более 50 км в день, это уже бега по реке.
Планируйте на 2-3 дня для стоянок, чтоб природу "потрогать" не только глазами.
Удачи.
343
Новосибирск
15 января 2017, 11:30
#
+0 0
хороший рассказ, красавцы!
в следующий раз постарайтесь выбрать побольше дней для прогулок по лесам
+!
16
п. Мамонтово, Нефтеюганского р-на Тюм. обл.
16 января 2017, 3:35
#
+0 0
КАРТЕЧЬЮсРОГАТКИ,
Спасибо!
4
Север
18 января 2017, 0:14
#
+0 0
Хороший прокат получился! понравилось вам у нас!!???
16
п. Мамонтово, Нефтеюганского р-на Тюм. обл.
18 января 2017, 0:30
#
+0 0
Aleksand.49289,
Спасибо! Все хорошо, но река загружена по самое не хочу, спокойствия и тишины хотелось, но нема.
4
Север
18 января 2017, 1:29
#
+0 0
wildpower, Да река ходовая, надо по заводям и речушкам пройтись, там возможно и добыли кого бы!
16
п. Мамонтово, Нефтеюганского р-на Тюм. обл.
18 января 2017, 2:28
#
+0 0
Aleksand.49289,
На нашем баркасе не везде можно было пройти, да и год суховат был, очень много рек пересохло.

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх