Республика Алтай

18 мая, в большом зале Правительства РА состоялась республиканская конференция охотников и рыболовов. В конференции приняли участие первый заместитель Председателя Правительства РА Юрий Антарадонов, руководитель Единого аппарата Главы РА и Правительства РА Ирина Каранина, руководители профильных министерств и комитетов, охотпользователи , охотники и рыболовы Республики Алтай. В большом зале Правительства РА не было ни одного свободного места, что говорит о большом интересе к организованному форуму.

С приветственным словом к участникам конференции обратился Юрий Антарадонов. Он отметил, что охота и рыболовство - традиционные для жителей республики промыслы, поэтому регулирование отношений в этих сферах имеет большое значение. Он кратко проинформировал о ситуации в Республике Алтай, итогах прошедшей зимовки скота, точках роста социальной и экономической сферы в регионе. С основным докладом на конференции выступил председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира РА Александр Сакладов.

Современное состояние охотничьего и рыболовного хозяйства в Республике Алтай, проблемы и пути их решения


В настоящее время назрела необходимость собраться и обсудить состояние дел в охотничье-рыболовном хозяйстве РА, вскрыть проблемные вопросы и рассмотреть пути их решения.


Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" органам государственной власти субъектов РФ были переданы полномочия в области охраны и использования животного мира, суть которых заключается в охране, воспроизводстве объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также установление лимитов изъятия охотничьих животных, организация любительского и спортивного рыболовства и регулирования численности охотничьих животных.


Для осуществления переданных полномочий постановлением Правительства РА от 17 апреля 2008 г. N 85 создан орган исполнительной власти субъекта - Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира РА, который работает в настоящее время.


Республика Алтай является уникальной территорией с точки зрения разнообразия природных ландшафтов и видов охотничьей фауны. Горный рельеф местности, резкая смена поясов растительности - от пустынно-степных до горнотаежных, тундровых и альпийских на сравнительно небольших по площади территориях, обуславливают богатство видового разнообразия фауны, в том числе охотничьих животных, и высокую их плотность на единицу площади. Всего территория РА составляет 9 млн. 260 тыс. га, из них охотничьих угодий 8 млн. 197 тыс. га, в том числе:

- общедоступные охотничьи угодья - 4 млн. 542 тыс. 709 га;
- территория охотпользователей РА (10) - 2 млн. 516 тыс. га;
- особо охраняемые природные территории регионального значения (8) -1 млн. 26 тыс. 862 га;

Особо охраняемые природные территории федерального значения (3) - 1 млн. 141 тыс. 291 га.

Охотничьи угодья республики занимают 8 млн. 197 тыс. га, где обитают около 10 тыс. маралов, более 600 лосей, более 2 тыс. медведей, около 30 тыс. косуль, около 7 тыс. кабанов, более 6 тыс. кабарги, около 10 тыс. козерогов, более 10 тыс. соболей, около 1 тыс. волков и другие животные. Судя по динамике численность косули и козерога стабильна, численность медведя и кабана увеличивается из-за уменьшения спроса на черном рынке и уменьшения пресса со стороны охотников, численность лося и марала уменьшается, это обусловлено большим количеством волков и браконьерством.

В Республике Алтай зарегистрировано 9800 охотников. Количество владельцев огнестрельного оружия 10448, всего зарегистрированного огнестрельного оружия в органах внутренних дел 13131 единица, в том числе:

- нарезного - 5165 ед.;
- гладкоствольного - 7278 ед.

Комитетом охраны животного мира РА в 2009 г. выдано, на добывание охотничьих животных, 5 тыс. именных разовых лицензий на сумму около 2 млн. рублей, поступающих в бюджет республики.


Добыча охотничьих животных в 2009 г. в республике составила: бурого медведя 89; марала 126; сибирского горного козла 47; косули 688; кабана 276; соболя 672.


Анализ показывает, что лимит охотничьих животных осваивается по копытным животным в полном объеме, а в отношении пушных видов животных лимит не осваивается из-за падения цен на пушнину.


В настоящее время 2 млн. 516 тыс. га, это 30 % имеющихся охотничьих угодий, передано в долгосрочное пользование 10-ти юридическим лицам различной организационно-правовой формы: ООО "Турочакское общество охотников и рыболовов" (83,5 тыс. га) , ОО "Общество охотников и рыболовов Чойского района" (347 тыс.303 га), ОО "Телецкое общество охотников и рыболовов" (275 тыс.962 га), МУП "Урсул" (38,5 тыс. га), ОО "Районное общество охотников и рыболовов "Кочкор" (92 тыс. 744 га), ООО "Ирбис" (504 тыс. 418 га), ЗАО "Сапсан" (995 тыс. 976 га), ЗАО "Уч-Сумер" (12 тыс. 58 га), ООО "Юнгур-Тур" (12 тыс. 900 га), ОО "Майминское общество охотников и рыболовов" (125 тыс. га).


Основная задача вышеперечисленных охотпользователей республики это сохранение и воспроизводство охотничьих животных на вверенной им территории. Охотпользователи должны подкармливать зверей, бороться с хищниками и браконьерами и т.п.


Отмечаю это как положительный результат в организации охотничьих хозяйств Республики Алтай в целом. Другое дело не все, получается, из-за несовершенства законодательства, слабой материально-технической базы охотничьих хозяйств, недостаточно проводимых биотехнических мероприятий, в том числе егеря хозяйств не имеют право составлять протоколы в отношении нарушителей правил охоты, досматривать транспортные средства, производить изъятие орудий охоты и т.д.


Одной из важнейших составляющих эффективного хозяйствования являются биотехнические мероприятия. Сегодня, в связи с необходимостью создания охотничьих хозяйств интенсивного типа, нацеленных на достижение высоких плотностей охотничьих животных, назрела насущная необходимость резкого увеличения воспроизводственного потенциала охотничьих животных, и биотехнические мероприятия выступают здесь на первый план. Однако в хозяйствах наших охотпользователей такая работа проводится недостаточно.


Особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, природные парки) занимают 27 % территории республики, что является высоким показателем, это такие как:

1. Алтайский государственный природный заповедник, создан 7 октября 1967 г. Территория заповедника 871212 га. Директор Калмыков Игорь Вячеславович.
2. Катунский государственный биосферный заповедник, создан 25 июня 1991 г., площадь заповедника 150079 га. Директор Затеев Александр Викторович.
3. Национальный парк "Сайлюгемский", руководитель не утвержден.
4. Сумультинский государственный природный биологический заказник регионального значения, площадь 249062 га.
5. Шавлинский государственный природный биологический заказник регионального значения, площадь 237200 га.
6. Природный парк "Зона покоя "Укок". Создан 23 мая 2005 г, площадь 254,2 тыс. га.
7. Природный парк "Белуха", создан 10 июня 1997 г., площадь - 131,3 тыс. га.
8. Природный парк "Уч-Энмек", создан 23 апреля 2001 г., площадь 60,6 тыс. га.
9. Природно-хозяйственный парк "Аргут", создан 18 декабря 2002 г., площадь - 20,6 тыс. га.
10. Природно-хозяйственный парк "Чуй-Оозы", 26 июля 2002 г., площадь - 0,8 тыс. га.
11. Природный парк "Катунь", создан 8 октября 2002 г., площадь 73,1 тыс. га.

Особо охраняемые природные территории всегда служили воспроизводственными участками, зонами покоя для многих охотничьих животных. Считаю это как положительный результат. Но как негатив отмечу, что у многих заказников и природных парков Республики Алтай нет штата, взаимодействия с природоохранными ведомствами.

Одним из важных направлений в организации эффективного охотничьего хозяйства является охотничий туризм, который во всем мире сегодня признан и является неотъемлемой частью современного охотничьего хозяйства, а в некоторых странах, например в Венгрии, Чехии и других странах, имеет хорошо развитую инфраструктуру. Это наиболее экономически выгодное и передовое направление в охотничьем хозяйстве.

Горный Алтай, несомненно, является одним из привлекательнейших регионов России по проведению трофейной охоты. Наши охотничьи угодья располагают такими трофеями, как медведь, марал, косуля, козерог и другие, которые имеют хороший спрос на внутренних и международных рынках трофейной охоты. Республика Алтай является комплексным резерватом сразу большого количества охотничьих трофеев, чего не скажешь о других регионах России.


Проведение трофейных охот требует от охотпользователей более высокого уровня ведения хозяйства. Такие охотхозяйства могут служить базой для повышения общего уровня хозяйства в республике.


К сожалению, трофейные охоты в республике носят большей частью неорганизованный характер, проводятся в основном частными лицами, в обход установленных правил, деньги оседают в карманах недобросовестных охотников, которые используют богатство республики исключительно в своих корыстных интересах.


Одним из главных направлений в деятельности Комитета является охрана животного мира. Подписаны соглашения о взаимодействии по охране животного мира республики с МВД по РА, Пограничным управлением ФСБ России по РА, рыбоохранной и ветеринарной инспекциями и другими заинтересованными ведомствами. В настоящее время уже имеются положительные результаты в пресечении и выявлении нарушений в сфере охраны животного мира.


Так, только за 1-ый квартал текущего года должностными лицами Комитета совместно заинтересованными ведомствами в районах республики выявлено 83 нарушения правил охоты, у нарушителей изъято 19 единиц огнестрельного оружия, половина которых не зарегистрирована в установленном порядке, все они сданы в территориальные органы внутренних дел для дальнейшего разбирательства. Вышеуказанные нарушения производились, в том числе с применением таких орудий лова как, петли и капканы. На виновных лиц наложено штрафов на сумму 64 тыс. рублей, предъявлено исков в размере 378 тыс. рублей.


К сожалению, все больше получают распространение факты незаконной охоты в ночное время с применением световых приборов с использованием транспортных средств.


Анализ показывает, что браконьеров в основном привлекает сибирская косуля, из-за доступности вида.

Так в январе т.г. в Чемальском районе была задержана группа лиц из 3 человек, которые производили охоту в запрещенные сроки охоты на косулю. Государственными инспекторами Комитета было изъято 4 туши косуль, 3 единицы огнестрельного оружия. Все нарушители привлечены к административной ответственности, причиненный ущерб животному миру возмещен.

Тем не менее, браконьерство в последние годы не снижается. Это связано, как с доступностью современных технических средств и оружия, так и с бесконечными реорганизациями в органах госохотнадзора и рыбинспекции, их слабой технической оснащенностью, пробелами в законодательстве, отсутствием рычагов в контроле за оборотом продукции охоты, лишением прав охотпользователей, возможности какого-либо административного воздействия на нарушителей правил охоты и рыбной ловли на их территории (проверка документов, составление протоколов, изъятие незаконно добытой продукции и т.д.).


Такое положение дел в охотничьем хозяйстве республики объясняется следующими основными причинами:

1. Несовершенство законодательства в области охоты.
2. Постоянное реформирование охотничьего хозяйства.
3. Недостаточная материально-техническая база охотничьих хозяйств республики и Комитета охраны животного мира Республики Алтай.
4. Из-за недостаточного финансирования и нехватки штатной численности егерей охотничьих хозяйств и инспекторов Комитета.
5. Отсутствие полномочий у охотпользователей по охране охотничьих угодий.

Общество в целом не обращает серьезного внимания к подрастающему поколению по воспитанию у них бережного отношения к природе и её богатствам, экологической культуре.


Одним из серьезных направлений является организация охраны объектов животного мира.


Так, в Республике Алтай охотничьи угодья занимают 8 млн. 197 тыс. га, где обеспечивают охрану 11 государственных инспекторов Комитета, нагрузка на 1 госинспектора составляет 745 тыс. га, что доказывает серьезность вопроса охраны охотничьих угодий и при таком количестве охотников, только зарегистрированных - 9800 человек, что негативно в целом влияет на конечный результат работы.


Для сравнения, в Алтайском крае нагрузка на 1 инспектора составляет 300 тыс. га, в Новосибирской области 200 тыс. га. Исходя из используемых ранее нормативов нагрузки на 1 инспектора (15 - 25 тыс. га охотничьих угодий), штатная численность Комитета охраны животного мира РА является явно недостаточной.


В условиях, когда штатные работники охотничьих хозяйств лишены права составлять протоколы на нарушителей, а площадь, подконтрольная охотинспектору, наделенному соответствующими полномочиями, исчисляется сотнями тысяч гектаров - наказать браконьера просто некому.


Таким образом, необходимо привести в соответствие штат сотрудников специально уполномоченного органа с учетом площадей охраняемых территорий и обеспечить дополнительное финансирование его деятельности из средств республиканского бюджета.


Одним из серьезных вопросов для нашей республики является регулирование численности волка. В советское время в борьбе с волками применяли яд "фторацетат бария", с 2005 г. приказом N 136 Министерства сельского хозяйства России применение вышеназванного яда запрещено. В настоящее время, по данным учета, численность волка составляет около 1000 особей.


Наряду с прямым экономическим ущербом сельскому и охотничьему хозяйству высокая численность волка является одной из причин снижения численности ценных видов охотничьих животных, прежде всего копытных. Налицо необходимость принятия неординарных мер в этой области. Необходимо рассмотреть вопрос о повышении размера вознаграждения за добытого волка, как на республиканском, так и на районном уровнях. В настоящее время из республиканского бюджета ежегодно выделяется на борьбу с волками 2 млн. рублей. Из расчета за 1 голову, независимо от пола и возраста, - 3000 рублей. В 2009 году всего выплачено вознаграждений на сумму 1 млн. 398 тыс. рублей за 466 добытых волков. Что касается районов, то в Улаганском районе вознаграждение выплачивается в размере 3000 рублей, в Кош-Агачском 2000 рублей. В остальных районах данный вопрос не рассматривается.


С целью повышения эффективности мер, направленных на охрану и воспроизводство объектов животного мира Республики Алтай, Комитетом постоянно проводится правовой мониторинг, разрабатываются нормативно-правовые акты.


С 1 апреля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", после закона Российской Империи "Об охоте" от 1892 г. Данным законом Комитету были переданы дополнительные полномочия, в том числе выдачи и продления охотничьих билетов. С 1 апреля 2010 г. выдачу, замену, продление и аннулирование охотничьих билетов осуществляет Комитет охраны животного мира РА, с 1 июля 2011 г. охотничьи билеты и членские охотничьи билеты, которые выданы до указанной даты и срок действия которых не истек, подлежат обмену на охотничьи билеты единого федерального образца, без ограничения срока и территории его действия.

По применению норм данного закона, например, до сих пор не утверждены бланки разрешений на добывание объектов животного мира и порядок их выдачи, форма охотхозяйственного соглашения, правила охоты и т.д.
Надеемся, в ближайшее время федеральные органы исполнительной власти устранят все пробелы в законодательстве.

По данному закону охота в местах традиционного проживания в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренными малочисленными народами осуществляется свободно в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления и для которых охота является основой существования.


Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р утвержден перечень мест традиционного проживания коренных малочисленных народов РФ, это Кош-Агачский, Улаганский, Турочакский, Чойский районы, в Майминском районе (Кызыл-Озекское, Бюрилинское сельские поселения).


Данный вопрос до конца не урегулирован, Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов готовятся поправки к закону "Об охоте…." в части определения прав и обязанностей при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.


В связи с вступлением Федерального закона "Об охоте", разработан республиканский закон "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории РА", который 14 мая т.г. принят в 1-ом чтении Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай. Основную часть в нем занимает территориальное охотустройство республики. Проект охотустройства является главным документом, регламентирующим деятельность охотничьего хозяйства. В нем приводится анализ организации территории охотничьих угодий, определение их границ, оценка качества охотничьих угодий, рассчитывается оптимальная численность охотничьих животных, даются рекомендации по их подкормке и строительству биотехнических сооружений, учёту численности охотничьих животных и их использованию, проведению санитарно-профилактических мероприятий, а также освещаются многие другие вопросы ведения охотничьего хозяйства.


С принятием республиканского закона и проведения охотустройства мы приведем охотничьи угодья республики в порядок.

Sibiriak, 20 мая 2010
10949, Новосибирск

Комментарии (2)

31
Красноярск
24 мая 2010, 0:56
#
+0 0
развалили всё охотничье хозяйство республик. упор на охотничий туризм подводит - про своих охотников забыли и тем самым толкаете на браконьерство.
36
Республика Алтай
25 мая 2010, 5:07
#
+0 0
Погранцы прекрасно себя чувствуют на охоте в Катунском заповеднике...)))

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх