Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Иркутская область

Численность многих популяций животных падает, а браконьеров меньше не становится. Эту проблему обсуждали на съезде охотников Иркутской области в конце прошлого года. Столь масштабное мероприятие в регионе состоялось впервые. На встречу, которая проходила в Иркутской государственной сельхозакадемии, съехались представители охотничьих хозяйств со всего Прибайкалья. На съезде прозвучали не просто факты, а реальные предложения, которые были направлены как в федеральные, так и в областные органы власти.

Белка в депрессии

Участники говорили о том, что государство крайне мало внимания уделяет проблемам сохранения животного мира и поддержке охотников. И если в целом по стране всего около 2% взрослого населения вовлечено в охотничий промысел, то в Иркутской области, в частности, в северных районах, добыча животных, а особенно пушного зверя, является для местных жителей едва ли не единственным источником заработка.

Заместитель председателя Казачинско-Ленской районной потребкооперации Алексей Шляпкин говорит, что охотиться начал, как только научился ходить. Сначала отправлялся в тайгу с отцом, потом сам стал добывать зверя. В Казачинско-Ленском районе главным объектом добычи являются соболь и белка. Соболей в тайге достаточно, а вот беличья популяция сейчас снижается.

- Белка в депрессии. На ее численность много факторов влияет, неурожай в тайге уже несколько лет. Нет кедровых орехов и еловых шишек, - поясняет охотник. - Зато численность волков растет. В селе Карам недавно волк в будку собаки забрался, хоть и истощенный был, но и собаку, и щенков съел. Волки наносят непоправимый ущерб охотничьему хозяйству, считается, что они - санитары леса, но это неправда. И сельскому хозяйству эти животные тоже урон наносят. Для их уничтожения яд запрещено применять, только капканы можно ставить. Но волки хитрые, не каждый попадет в капкан. Надо охотников стимулировать за добычу волка, в позапрошлом году, например, до трех тысяч рублей за одного зверя давали, но сейчас на это денег нет.

Двуногие хищники

Впрочем, рост численности волков - не самая важная проблема, с которой сейчас сталкиваются охотпользователи. Не зверь, а человек становится их причиной. В первую очередь браконьер. О варварских способах убийства животных говорится давно, да только пока особого результата не видно. Мало того, браконьеры с каждым годом вооружаются все лучше. В их распоряжении имеются снегоходы, приборы ночного видения, скорострельное импортное оружие. А в последнее время, как сетовали участники съезда, в браконьерской среде все чаще используются парапланы. В первую очередь от вооруженных до зубов двуногих хищников страдают дикие копытные.

- Я бы не хотел быть свидетелем того, как убьют последнего лося или косулю. У нас на сегодня в Иркутской области осталось порядка 40 тысяч лосей, 30 тысяч изюбрей, 52 тысяч косуль. Это не так много. Еще несколько лет назад косуль было 70 тысяч. Популяцию можно уничтожить за два-три года, а поднимать придется минимум пять лет. И то при "парниковых" условиях, когда не мешают охотники и лесники, - подчеркивает руководитель представительства межрегиональной общественной организации охотников и рыболовов Сибири в Иркутской области Валентин Бороденко.

Животный мир - это государственный ресурс и охранять его должно государство, но финансовых средств для этого нет. Участники съезда говорили о том, что сами охотпользователи могли бы пресекать браконьерские охоты, составляя протоколы на месте. Однако такого права у штатных работников охотхозяйств нет.

Раньше охраной охотничьих ресурсов занимался Россельхознадзор. Но с 2008 года эти функции были переданы в субъекты Федерации. Так, в нашем регионе появилась Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области. Однако ее финансирование, по мнению Валентина Бороденко, недостаточное. В штате службы всего 22 человека, а для качественной работы необходимо усилить штат, особенно в районах. Участники съезда решили обратиться в правительство Иркутской области с просьбой рассмотреть вопрос увеличения финансирования службы. Тем более что, несмотря на эти трудности, ее сотрудники выполнили важную работу, в первую очередь по своевременной выдаче лицензий.

- Они оперативно сработали по лицензиям. У нас в Казачинско-Ленском районе порядка 250 охотпользователей, и все вовремя получили лицензии, оформили договоры на добычу пушнины и ушли в тайгу. Раньше с этим вопросом были большие проблемы, выдача лицензий задерживалась, - говорит Алексей Шляпкин.

Минусы нового закона об охоте

Также Службой по охране и использованию животного мира в 2009 году был издан "Кадастр позвоночных животных Иркутской области, не относящихся к объектам охоты". Такие сборники получили все участники съезда. Книга, составленная учеными под руководством кандидата биологических наук Виктора Попова, представляет интерес не только для специалистов. В ней встречаются факты, любопытные и обывателям. Например, мало кто знает, что на Ангаре периодически можно встретить розовых фламинго, останавливающихся в наших краях во время перелетов.

Кстати, что касается птиц, то на съезде было принято решение ввести ограничения при проведении весеннего сезона охоты на пернатую дичь, а в период осенней охоты определить дни покоя и установить нормы добычи.

Другое важное предложение внес на встрече Алексей Шляпкин. Он считает, что в Иркутске нужно проводить пушной аукцион для охотников Сибири и Дальнего Востока. Сейчас в России есть только один пушной аукцион - в Санкт-Петербурге. Поехать в северную столицу может не каждый, и поэтому в данном бизнесе так много посредников. Если же торги проводить у нас, то и средства с продажи мехов будут оставаться на территории, и у самих добытчиков появится больше шансов получить заслуженную прибыль.

А одним из самых обсуждаемых на съезде стал новый федеральный "Закон об охоте и сохранении охотничьих ресурсов", принятый в июле прошлого года. Новый документ сами охотники называют несовершенным и предлагают внести в него ряд изменений и уточнений.

- Закон внес значительные изменения. Отныне охотпользователи вынуждены заключать охотхозяйственные соглашения. Согласно этому документу будет введена соответствующая плата за территорию. В связи с тем, что охотники имеют небольшой доход, мы подготовили предложения в правительство России минимизировать ставку арендной платы для Сибири. И еще один момент. Сегодня малые народности, эвенкийские общины на общем основании покупают лицензии на право добычи того же соболя. Живут эвенки, мягко говоря, небогато. Однако по линии соцзащиты есть статья расходов на оказание помощи малым народам. Можно было бы ее сориентировать на погашение лицензий за счет областного бюджета, ведь эвенк, приобретая лицензию, так или иначе платит в областной бюджет, - считает Валентин Бороденко.

Новый закон об охоте вступает в силу с 1 апреля 2010 года, сейчас принимаются подзаконные акты. Иркутские охотники предлагают учесть в документе необходимость обучения людей, желающих получить лицензию на добычу зверя. В частности, речь идет о знаниях техники безопасности, ведь не секрет, что трагические случаи на охоте бывают. Экзаменовать новичков могла бы охотничья общественная инспекция, которую предлагается создать в Иркутской области.


WOOD.RU

Новосибирск
17060
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх