Хосуун (удалец)

Хосуун (удалец)
Из выставки скульптора Н.Огонерова.
голосов: 11
просмотров: 1493
сахатый, 4 декабря 2014
7597, Якутск

Комментарии (3)

55
Новосибирск
4 декабря 2014, 17:28
#
+1 0
Ветер в харю, а я шпарю . . . .
497
Кемеровская обл. Мариинск
4 декабря 2014, 19:57
#
+1 0
"В век войны, говорят, на реке Оленек жил Yрэн-Хосун, один прокармливавший семь семейств своей ... Однажды род Маятов, многочисленный как шерсть на шкуре белого оленя, задумал завладеть местностью А5ыс ары (восемь островов) на реке Оленек, где жил Yрэн и водились много диких оленей. Маяты внезаптно напали на Yрэна, но он перебил множество врагов,а остальных обратил в бегство. Но однажды,когда Yрэн охотился в верховьях Оленек и возвращался с добычей обратно маяты выследили его. Они заметили,что Yрэн-Хосун возвращается домой с добычей,но без оружия. Свой лук он спрятал около лагеря. Так как стоянка Yрэна была расположена между рекой и хребетом,то маяты (их было человек двадцать),разделившись на две партии,окружили стойбище и открыли стрельбу по чуму Yрэна.Тогда он выскочил,бросился бежать к своему оружию.Маяты,ожидавшие его в засаде,не могли его сразить,так как он был одет в белую доху и ловко увертывался от стрел.Добежав до ущелья,Yрэн прыгнул,но увяз в болоте на другой стороне.Маяты стреляли в него,но Yрэн ловил стрелы на лету.Тогда один из маятов пустил стрелу через болото в ногу Yрэна и ранил его.От этого Yрэн ослаб,счел себя побежденным,перестал увертываться от стрел и маяты убили его.Дальше идет эпизод о костном мозге.Отец Yрэна,когда враги спросили,почему костный мозг его сына водянистый,оставшись твердым,ответил:"Откуда может быть жир у человека,которым кормит семь семейст?". Перебив соседей Yрэна(по-видимому,сородичей)и захвотив его жену(ее взял себе предводитель маятов Махан Хопо),маяты ушли,оставив старика,чтобы он встал духом урочища."Если кто-нибудь будет мстить,пусть идет по следам зарубок", -сказали ему маяты. Старик воспитывал внука, которого он спрятал во время сражения под котлом. В девять лет мальчик стал замечательным охотником и превзошол в искустве стрельбы и деда и отца. Как-то заметив зарубки на стволах деревьев, он стал допытываться у деда об их назначении. Дед с начала говорил, что не знает , кто сделал эти зарубки, но потом поведал ему о смерти своего сына-его отца. Несмотря на уговоры деда, юноша отправился мстить, выдержав испытание, устроенное ему дедом (дед стрелял во внука с близкого расстояния, но тот увертывался от стрел). Перед уходом дед вручил ему оружие отца, посоветовав зайти по дороге к другу-кузнецу. Кузнец выковал ему десять колчанов стрел, а юноша за это время запас для него мяса на всю зиму. Кузнец и указал,где живут маяты: это был "кунтукэ" (открытое место) в тундре. Продолжая путь по указаниям кузнеца, мальчик обнаружил около моря несколько пустых чумов.Все обитатели стойбища отправились рыбачить. Воспользовавшись отсутствием хозяев, мальчик перерезал обмотку из оленьих сухожилий на луках. В одном из чумов он встретил старуху и попросил рассказать о себе. Узнав из разговора с ней, что она -его мать, юноша открыл ей свои намерения.Вечером шел предводитель маятов Махан Мехче, а за ним его брат -Юнгээбил-хосун с длинными волосами, как у женщины. Махан Мехче с удивлением посмотрел на мальчика и подивился его сходству с Юрэном. Но мальчик сказал, что он-сын бедного рыбака. А старуха, его мать, подтвердила, что у нее не было детей. "Оленекские люди все высокого роста и похожи друг на друга ", сказала она. Все же Махан Мехче решил убить пришельца. Тогда мальчик выскочил, схватил свой лук и крикнув, что он, действительно, сын Юрэна,пустил стрелу в запутавшегося в своих волосах Юнгээбил-хосуна и убил его. Враги взялись за свои луки,но поломали их. Луки-то были надрезаны юношей.Стоя на одном месте, сын Юрена перестрелял половину рода маятов и убил их предводителя. Остальные разбежались. Со своей матерью мальчик вернулся обратно к деду. (Из книги И.С.Гурвича "Культура северных якутов-оленеводов")
7597
Якутск
4 декабря 2014, 20:27
#
+1 0
Yuriy42, +1000!

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх