Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Страна Юкагирия

В детстве, в стылую зимнюю ночь, когда на небе зажигались огни северного сияния, бабушка говорила: «Юкагиры костры зажгли».

Знал ли я в то время, что трудовую деятельность начну в Юкагирии и сроднюсь, прикипу к этой народности? На живописном берегу реки Ясачной, в 40 км вверх от устья, стоит маленькое село Нелемное — место компактного проживания малочисленного народа Севера юкагиров. В настоящее время в селе проживает 296 чел., из них юкагиров — 168. Сюда меня и направили учительствовать. Поселок получил свое название из-за нельмы, которая поднималась вверх по реке на нерест. Устье Рассохи после подъема рыбы перекрывали заездкой, таким образом ловили до нескольких тонн рыбы. Старики до сих пор помнят о запретах на громкий разговор и игры на берегу во время хода рыбы.

Первые достоверные сведения о верхнеколымских юкагирах мы встречаем в отписках казаков-землепроходцев в 1643 г., а в сообщении 1652 г. упоминается имя знатного юкагира Чаинды. Возможно, по его имени на-зывали род юкагиров Ясачной в ясачных отписках 1703 г., где упоминается Чаин род. В этих местах жили Чолгород-омок — юкагиры Заячьего (Ушканского) рода. Удивительно, но путешественники отметили факт сильного обрусения. "Частое обращение юкагиров со здешними казаками нечувствительно (т.е. незаметно) ввело между ними как обычай их, так и платье",— констатировал Г. А. Сарычев. Большинство из них уже говорило по-русски. Юкагиры "заимствовали от русских балалайку, пляску, даже были между ними грамотные, и с течением времени они так же совершенно порусели, как нижнеколымские юкагиры". Сближению способствовало и то, что большинство юкагиров были крещеными. Известно и много случаев заключения браков.

Немного статистики: по данным 1989 г. общая численность юкагиров составляло 1112 чел. В Якутии проживало 697 юкагира. Основными районами проживания являют¬ся Нижнеколымский (263), Верхнеколымский (186), Аллаиховский (40), Усть-Янский (25) улусы и г. Якутск (50).

Согласно преданию, казаки пришли со стороны верховьев Колымы, спуска¬ясь по ней на лодках. Это произошло летом, "когда листья на рябине распустились, выросли травки полевые и пели пташки лесные... Однажды вечером заметили, что плы¬вет к ним сверху человек с шерстью на лице, с громадным, как шишка берёзы, носом, в котором две черные дыры, подобные норкам горностая. И этот человек, с лесину рос¬том, видя, как пляшут на берегу девушки, пристал к берегу, подошел к ним и, схватив одну из них, потащил в лес. Видя это, пришли мужчины с копьями и стрелами, убили его, бросили в реку и сказали: "Откуда ты (река) привела, туда и уведи".

Присоединение "Юкагирской землицы" не было простым и бескровным. Уже с первых отписок казаков мы узнаем об их столкновениях с юкагирами.

Первопроходцев-казаков возглавлял Семен Дежнев, который был женат на сестре якутского князька Байаная. Абакаяда Сичу была опытной охотницей и отважной женщиной.

Зимой 1645 года Нижнеколымский острог, в котором засели тридцать казаков с женами, осадил юкагирский тойон Аллай с тысячей воинов. После полуторамесячной обороны истощенные голодом дежневцы приняли неравный бой. Пищальным огнем туземцев отогнали, но казаков осталось всего четырнадцать человек. Сам Дежнев был ранен стрелой в голову, а его жена Сичу сумела метким выстрелом из лука поразить самого Аллая. Это и решило исход битвы.

Вскоре произошло еще одно сражение с отрядом тойона Пелевы. Казаки защищались из последних сил, бабы заряжали пищали и пускали стрелы. Когда в живых осталось семеро казаков, на Колыме-реке неожиданно появились кочи известного морехода Дмитрия Зыряна.

Пушечным огнем Зырян размел юкагирских всадников, но и сам был ранен копьем в бок. Через год Дмитрий Михайлов Зырян скончался

Юкагиры к моменту прихода русских проживали на огромной территории от Лены до Охотского моря и Анадыря. В древности они расселялись гораздо шире — вплоть до Енисея на западе. Об их многочисленности говорят якутские предания, которые называли северное сияние "дьукээбил уоттара" — трансформированное "юкагирские огни", считая его отсветом костров множества юкагирских стойбищ. Некоторые птицы, по мнению якутов, стали черными, так как они пролетали над очагами юкагиров и закоптились. Современные исследователи сходятся во мнении, что юкагиров в середине XVII века было 5—6 тысяч человек.

Этимологическая справка: юкагиры называют русских "нохшоччо". "Нохшо" с юкагирского — это соболь, т.е. дословно "нохшоччо" переводится как соболятник, охотник за соболем. Другое название, более распространенное в наши дни, — "луусии". Это трансформация слова "русский", такая же как в якутском языке "нуучча".

Ясачный гнет, система аманатов-заложников нарушали традиционный хозяйственный уклад юкагиров. Ясачные поборы, притеснения со стороны казачьих начальников послужили причиной ряда перемещений юкагир-ских родов. Отдельные группы юкагиров перешли с Омолоя на Яну, неко-торые семьи переселились с верховий Колымы в бассейн среднего течения реки. Во второй половине XVII в. усилилось проникновение в юкагирские земли их соседей, уклонявшихся от уплаты ясака. В этих условиях участи-лись вооруженные столкновения юкагиров с ними.

О столкновениях с якутами предания сохранили только отдельные отрывки. Одно из них рассказывает о встрече юкагиров "с чем-то невидан-ным и необъяснимым: они увидели белых и черных оленей без рогов с круглыми копытами, с волосатыми до самой земли хвостами. И на этих "оленях", больших, как лоси, ездили верхом люди, вооруженные железны-ми копьями и мечами, которые были гораздо смертоноснее, чем копья одулов или их стрелы с костяными и каменными наконечниками. Они поражали всех, кого только увидят.

Эти существа — шестиногие, двуглавые, четырехглазые, с длинным хвостом, были все же смертны. Они тоже имели кровь, кости и плоть. И отважные защитники своего края, самые лучшие и бесстрашные воины, сначала убивали только этих невиданных оленей, т.е. якутских лошадей, считая их главным злом, а на седоков даже не обращали внимания. Это и было причиной падения юкагиров". Таково предание, которое сразу напоминает нам историю завоевания огромной империи ацтеков небольшим испанским отрядом во главе с Эрнаном Кортесом.

Итак, якуты стали переселяться на верхнюю Колыму еще в конце XVII в. В одной обнаруженной в архиве рукописи XVIII в. об этом рассказывается так: "Около 1680-го году перешло великое множество якутов сверх Яны-реки на Индигирку, а после и на Колыму, и понеже некоторая часть оных также и лошадей и рогатого скота с собою пригнали, то тамошние места от того тем больше селились (т.е. до них легко было добраться из Якутска). С того времени служилые люди туда и обратно стали ходить только сухим путем". Переселенцы заняли сенокосные места преимущественно вдоль левого, низменного, берега Колымы между Верхнеколымским и Среднеколымским острогами.

Тогда же начали обостряться отношения с их восточными соседями — коряками, которые проживали выше Коркодона. Последние мстили юкагирам за то, что те соглашались быть провожатыми у служилых людей, пытавшихся проникнуть в корякские владения. Начиная с 1663 г. коряки группами по 40—50 человек стали появляться в верховьях Поповки и Ясачной и угонять юкагирских оленей. Это вело к войне на истребление.

По преданиям коркодонских юкагиров, коряки имели обыкновение забираться для рекогносцировки на сопки, но сороки своим криком выдавали их присутствие — вот почему юкагиры называли сороку "корякской птицей" (по-юкагирски короконодо). Одной из самых известных сказок является сказка о юкагирском воине Халандине (Аландине) — победителе коряков.

Подлинной катастрофой для юкагиров стали болезни, принесенные русскими и неизвестные одулам, чей организм был беззащитен перед ними. Начиная с XVII в. главным незримым врагом юкагиру была оспа — по юкагирской номенклатуре "большая болезнь". "На туземцев она наводит панический страх,— писал об оспе А. Аргентов.— Самые лютые (знаменитые) шаманы в робость приходят от оспы и к пораженному ж страдальцу не осмелятся приступать... Паника усиливает эпидемию". По данным Аргентова, в XVII—XVIII вв. и первой половине XIX в. эпидемии повторялись через каждые 70—80 лет. Первая известная нам эпидемия оспы началась в 1663 г.

Из фольклора: по преданиям первую эпидемию оспы русские вызвали, чтобы подавить сопротивление юкагиров. Одулы представляли эту болезнь в виде русоволосой женщины, которая ловила и поедала юкагирские тени, т.е. души. "Она бродила босиком вокруг стойбищ, но не могла найти к ним дорогу, т.к. алма (шаман) замаскировал все тропы. Она скиталась по миру голодная и холодная... И однажды нашла пасть, поставленную на лису. Не долго думая, в агонии голодной смерти, она бросилась на наживу — сухое крыло птицы... Крышка пасти захлопнулась, и она оказалась в ловушке. И там, придавленная крышей ловушки, отяжеленной бревном, она умерла. Старик-юкагир на лыжах, обходя свои ловушки, обнаружил только кости: вместо глаз — темные впадины, вместо прекрасных алых губ — блестящий ряд обнаженных острых зубов... Старик ушел. Она пошла за ним до первых жителей, потом, подкрепившись горячей человеческой кровью, пошла-побежала дальше. Так обходила все селения, реки и, наконец, опусто¬шив край, исчезла бесследно".

Эпидемии следовали один за другим, затихая только на короткий срок. Следующие оспенные эпидемии прошли в 1669 и 1691 — 1694 гг., нанеся непоправимый удар по народу. Так, от оспенного поветрия 1690-х гг. погибло около половины алазейских юкагиров, вымерли все юкагиры, платившие ясак в Омолонское зимовье. Если в 1651 — 1659 гг. в Верхнеколымском остроге платили ясак 7—8 юкагирских родов (всего на Колыме числилось 25 родов), в т.ч. роды Ниничин, Комундеев и др., то в 1703 г. их осталось только три: Рыбников, Нартицын и Чаин.

Якутск
8958
Голосовать
Комментарии (20)
Новосибирск
24529
Интересная статейка.
0
Станция Акчурла
10239
На третьей фотке юкагирки - сильно обрусевшие )), а вообще воинственнный народ был
0
Якутск
8958
СКИф, Юкагиры "заимствовали от русских балалайку, пляску, даже были между ними грамотные, и с течением времени они так же совершенно порусели, как нижнеколымские юкагиры". Сближению способствовало и то, что большинство юкагиров были крещеными. Известно и много случаев заключения браков.
0
Палан
44
Луораветланы - чукчи, воевали российскими войсками почти 150 лет. Причем на определенном этапе чукчи даже одержали в ней победу. Поражение русских войск вселило страх в завоевателей, в одном из документов говорилось: «Немедленно внушить всему русскому населению Нижне-Колымской части, чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному».
В начале 1763 г. в Анадырь прибыл новый комендант подполковник Фридрих Плениснер. Ознакомившись с состоянием дел, он предложил сибирскому губернатору Ф. И. Соймонову вообще ликвидировать Анадырскую партию. Во-первых, на её содержание за время существования было израсходовано 1 381 007 руб. 49 коп., тогда как от ясачного и других сборов получено всего 29 152 руб. 54 коп. Во-вторых, чукчи в подданство не приведены, чукотско-корякско-юкагирские столкновения не прекратились.
И Сенат согласился с закрытием Анадырской партии, признав, что она «бесполезна и народу тягостна». В 1765 г. из Анадыря начался вывод войск и гражданского населения, а в 1771 г. — разрушены крепостные укрепления. Форпост русской власти на северо-востоке Сибири перестал существовать. Это не только свидетельствовало о прекращении боевых действий против чукчей, но и означало фактическое поражение России. Это позволило чукчам проникнуть на Анадырь, оттеснив коряков на Гижигу, а юкагиров — на Колыму.
0
Палан
44
Сахатый, напиши про луораветланов
0
Русь. Западная Сибирь.
5279
Да,жаль,малочисленный народ смешиваясь с многочисленным растворяется в последнем...Процесс ассимиляции движется вперёд.
0
Башкирия город Сибай
6701
История однако. Узнаем об истории северных народов из ваших уст, спасибо!
0
Бурятия, пора таежного подснежника
0
Интересный этнографический очерк.А ты,сахатый, сможешь отличить по облику якута от бурята,например?В молодости, моя знакомая северянка издалека узнавала земляков, и меня научила.
0
Якутск
8958
Борявый, само собой, разумеется.
0
Бурятия, пора таежного подснежника
0
как?))))
0
Якутск
8958
Борявый, Буряты говорят - Амырмэнде, а мы - неруен нергуй)))
0
Бурятия, пора таежного подснежника
0
сахатый, амар мэнде! но почему обозначение священного для животноводов слова,,коновязь,, вы у нас взяли-сэргэ? ладно,вопрос то был-как якуты на чужбине лишь по лицу/ и не по одежде/ определяют что это якут,а не бурят,хакас,тувинец и т.д.
0
Якутск
8958
Борявый, это еще неизвестно, кто у кого перенял))) Если бурятский эпос Гэсэр имеет три версии - монгольский, тибетский и бурятский, то якутский эпос Олонхо - только якутский)))
0
Станция Акчурла
10239
Борявый, вопрос не простой для не посвященных. Может как у зайцев, если побежал - заяц, если побежала - зайчиха. ))
0
Бурятия, пора таежного подснежника
0
сахатый, у нас толще-в армии спичкой мерили, а это-жизнь,паря-в инете не найдешь.Уклоняешься от прямого вопроса.
0
Бурятия, пора таежного подснежника
0
СКИф, братуха,есть такие тонкие ньюансы в общении между нациями, кто-то не поймет, я без всякого злого умысла. Вот-для вас же все сибирские народы на одно лицо, а кто-то может различить! Когда гимны играют и лица крупным планом на Европе по футболу-я сразу отличаю болгар,допустим,от скандинавов...
0
Палан
44
Борявый, )))))))))))))))) ты еще скажи, что по три АКС-У на хрен вешали))))))))))
0
Бурятия, пора таежного подснежника
0
китобой, АГС! Тут один умник на тувинской ветке ваще по запаху фильтрует.Поездил бы он по всей Раше на соревнования в летнюю жару в поезде...)))))
0
Палан
44
Борявый, а вы и вправду круты!)))))))))))))) АГС!!! Поднять!!!!!!!
0
Н.С.О. Карасукский район
148
неее ребята,отличить южанина (узбека,таджика,киргиза,казаха и т,д) от северянин ( алтайца,якута,бурята,КАЗАХА) это без проблем,но с ходу отличить Алтайца от Казаха (северянина) или от Хакаса..... я не смогу))))))))))))от Хакаса вообще не реально отличить,если общаться чисто на русском))))))))
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх