Охота на китов на Чукотке - не просто традиция

Блог Сохатого подвиг и меня на мой рассказ.

Коренные жители чукотки испокон веков жили исключительно охотой на китов, моржей, нерп, лахтаков, которыми они питались, из костей которых строили жилье, из шкур шили одежду и мастерили лодки, жиром обогревали и освещали жилье.

В годы советской власти навыки охоты на китов традиционными способами были утрачены. Китов и прочих морских животных истребляли с крупных судов гарпунными пушками, а местные жители занимались в основном звероводством. Самобытность чукчей практически была утрачена.

Когда рухнул Союз, на Чукотку перестали завозить продукты и на полуострове начался голод. Чтобы выжить, пришлось восстанавливать давно забытые способы охоты на китов.

Из журнала «Вокруг света»:

«В середине 90-х гг. прошлого века, когда начал возрождаться морской зверобойный промысел, уже мало кто помнил, как именно охотится на кита. А стариков, которые в детстве сами принимали участие в промысле, вообще можно было пересчитать по пальцам. В море выходили на чем попало и убивали животных всем, что подворачивалось под руку. В одном из поселков для этой цели использовали противотанковое ружье из запасов упраздненной воинской части. Охотники то и дело гибли в море. И дело не только в опасностях морской стихии. Недостаток опыта заставил морских зверобоев Чукотки вспомнить старые ритуалы и обряды. К счастью, не все, потому что среди охотничьих обычаев у чукчей был и такой - они не спасали тонущих. Тому было два объяснения: во-первых, если охотник оказался в воде, значит, он попал во власть морского черта по имени Кели, а с ним лучше не связываться. Второй мотив более циничен: занявшись спасением, можно упустить добычу и тогда весь поселок окажется на грани голодной смерти. То есть из двух зол выбирали меньшее. За исключением этого старого правила все прочие восстановлены по воспоминаниям стариков и исполняются неукоснительно.»

Современная аборигенная охота совсем не предполагает использование только лишь традиционных орудий и способов добычи. Но хоть чукчи и используют для охоты моторные лодки и крупнокалиберные карабины, их способ добычи морских млекопитающих вряд ли сопоставим с истреблением с помощью специально оборудованных китобойных кораблей (как в Японии и Норвегии).

Вокруг Света: «Сегодня на Чукотке китовая охота открывается шумным гульбищем.

На следующее утро после праздника уже подготовленные и снаряженные должным образом охотники выходят в море за китом. Обычная бригада состоит из пяти-шести больших катеров со скоростными моторами американского или японского производства и одного тихоходного БМК - большого морского катера, который предназначается для буксировки добычи к берегу. Охотники разбиваются на группы по два катера и начинают прочесывать акваторию Берингова пролива. Обнаружив китов по фонтанам воды, которую они с шумом извергают, всплывая на поверхность, охотники по рации оповещают своих товарищей. Дальше начинается сложная процедура преследования кита, которая напоминает какие-то сумасшедшие гонки - катера то развивают огромную скорость, то дрейфуют в полнейшей тишине. Главное, как можно ближе подойти к месту, где в следующий раз вынырнет кит, и вонзить в него гарпун, к которому привязан ярко-оранжевый буй - пых-пых. Этот буй будет указывать местоположение жертвы. Пых-пых существует столько же, сколько и сама китовая охота. Только раньше использовались наполненные воздухом шкуры тюленей или желудки моржей, а сейчас - пластмассовые шары японского производства.

А вот поворотный гарпун, который метают в кита, - каким был, таким и остался. Это древнее и весьма остроумное охотничье приспособление. Его острие крепится к древку и пых-пыху хитрой системой узлов. Когда гарпун попадает в тело кита, на его острие раскрывается жало, которое не позволяет гарпуну выскочить наружу. Пых-пых разматывает веревку, узлы развязываются, древко отскакивает от гарпуна, всплывает, и затем его хозяйственно подбирают - напомним, что к дереву здесь отношение бережное.

После того, как контрольный гарпун удачно попал в кита, в него вонзают еще четыре или пять. Волоча за собой пять поплавков, кит теряет скорость и не может уйти на глубину. Тут-то его и добивают. Зрелище это не для слабонервного европейца. До второй половины XIX века китов разили длинными, острыми, как бритва, пиками. Главное оружие современных охотников - карабины "Тигр" калибра семь-шестьдесят два. Хорошие охотники могут добить кита пятьюдесятью выстрелами. Малоопытные расстреливают от двухсот до четырехсот патронов.

Многотонную тушу добитого кита привязывают к БМК и со скоростью три-четыре километра в час буксируют к поселку. Охотники прямо в море отрезают кусок плавника и с ним, в качестве доказательства удачной охоты, на своих быстроходных катерах отправляются домой.»

Для народности, которая целиком зависит от китобойного промысла, удачная охота – большой праздник.

Мясо добытого животного делят на всех жителей поселка.

«Первыми лучшие куски отрезают охотники. Не торопясь, они стаскивают добычу в прибрежные сарайчики. Толпа в почтительном нетерпении ждет незримого сигнала: можно! И тут начинается самая настоящая кровавая битва. Кровь, конечно, китовая, но люди бьются вполне всерьез.»

Чукотские китобои в последнее время добиваются увеличения квоты на добычу китов, однако пока им не идут на встречу. Международная общественность, как никак, настроена против охоты на китов, пусть даже аборигенной, считая ее негуманной.

Природоохранные организации пытаются убедить коренное население прекратить аборигенную охоту, направляя в округ гуманитарную помощь. Но даже если проблема дефицита продовольствия будет решена, неужели чукчам снова нужно жертвовать своей самобытностью и традициями, и превратиться из морских охотников в обыкновенных животноводов?

голосов: 8
просмотров: 3505
китобой, 12 февраля 2014
40, Палан

Комментарии (8)

10946
Новосибирск
12 февраля 2014, 8:56
#
+0 0
Мне понравился блог. Жизнь, она разная...
7578
Якутск
12 февраля 2014, 9:03
#
+0 0
+5. Китобой, жду от вас дальнейших рассказов о традиционных охотах в твоих краях. Надеюсь, что к нам присоединятся и другие представители малочисленных коренных жителей России.
296
Новосибирск (родился в Болотнинском районе, деревня Хвощевая)
12 февраля 2014, 9:05
#
+0 0
Интересно и для меня поучительно. Да у нашего товарища по страничке логин правильно пишеться САХАТЫЙ, а. не сохатый.Это б о л ь ш а я разница.
4123
Станция Акчурла
12 февраля 2014, 9:10
#
+0 0
Гора жира и мяса как то так чукчи кита называли, читал Семушкина, там кита добивали одним выстрелом, 400 патронов во всем стойбище бы не набралось. В море выходили на байдарах из моржовой кожи, позже вешали на них моторы.+5
3467
Новосибирск
12 февраля 2014, 9:57
#
+0 0
Понравилось, пишите еще!Очень хотелось бы авторских отчётов реального участника таких охот
4594
Новосибирск
12 февраля 2014, 11:26
#
+0 0
Блог очень интересный!!! 5+
3879
Томск
12 февраля 2014, 11:39
#
+0 0
Интересный блог, почерпнул для себя много нового 5+
58
Мошково
14 февраля 2014, 10:14
#
+0 0
Не согласен. Если это традиция - так вернитесь к костяным копьям и лодкам из шкур.. Просто когда толпа пьяных аборигенов на японских моторах с карабинами и взрывающимися гарбунами гоняет кита по заливу - это тоже самое, что снегоходом гонять косулю...
Наберите в ютубе "охота на китов" - посмотрите, там мало общего с традиционностью...Кита на берег трактор тянет, а не вся деревня...
И еще. Почему чукчи и другие эвенки получают квоты, а русские, которые там родились - нет?

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх