Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

К истокам жизни.(Продолжение-1)

К истокам жизни (продолжение-1).

....Лёнька открыл глаза и потянувшись, выглянул из-за шторки закрывавшей палати русской печи. Через маленькие оконца просторной комнаты, уже пробились первые лучи восходящего солнца. В абсолютной тишине было лишь слышно жужжание мух, летающих над большим деревянным столом накрытого цветной клеёнкой. На ней стояла двух-литровая крынка, а рядом стаканы и тарелка с оладьями. Лёнька спустился на тканый из цветных полосок половик, надел старые сандали и подошёл к умывальнику. Набрал в свою маленькую пригоршню воды и тщательно растёр по щекам. В сенцах,за толстой входной дверью обитой серым дермантином, послышались голоса. Тут же дверь отворилась, вошла бабушка-Лиза., а следом за ней появилась кряжистая фигура Лариона. с ведёрком воды в одной руке.

-Видать беглец, что спалось тебе с дороги сладко или спросонок ещё не понял, где ты,- спросил дед.

Не дождавшись ответа, он уселся на короткую лавку у стола. Потом украдкой взглянул на растерянное лицо Лёньки и добавил:

-Ладно, ладно не серчай; сегодня утром я отправил твоей мамке телеграмму из сельсовета,.. будешь жить пока у нас. В самый раз помощничек , к последнему валку сенокоса. Я тебе уж легкие грабельки и вилы заготовил.

-Да полно тебе дед, пугать-то внука; Завтракать садитесь; молочко на столе, да и оладьи уж подстыли, - скороговоркой, тихо сказала баба-Лиза. Но тут же, всплеснув руками по фартуку, пробормотала:

-Тьфу ты, запамятовала совсем. Яичница-то с лучком, в летней кухне осталась.

С виду, Лёнькин дед был строгим, но в минуты отдыха он шутил, рассказывал охотничьи истории, прибаутки и частенько насвистывал свой любимый марш победы. Несмотря на инвалидность левой руки, полученной ещё в первые дни войны, его ловкость и трудолюбие было просто удивительным. Ларион не только управлялся по хозяйству, сам запрягал своего Огонька, но и бывал один на охоте или рыбалке. Так однажды, он плыл на обласке по речке-Нюрсе к своему сенокосному участку, и прямо у Лёньки на глазах заколол острогой щуку.

..Уже многие десятки лет, деды имели покос на пологом берегу этой речки, где на заливной полоске луга росло сплетённое разнотравье. В мальчишеские восемь лет, помощь для взрослых невеликая. Однако обязанность трудового участия придавала Лёньке собственную гордость. Из-за непрекращающихся дождей, в этот поздний сенокос, он не только помогал переворачивать валки со скошенной травой. Иногда, сам стоял на вершине стога рядышком с бабой-Лизой, разбрасывал соль, принимал пласты сена с навильников граблями. Потом, в который уже раз садился верхом на «Огонька» без седла, и подвозил на волокуше копны к месту, где смётывали кряжисто- высоченный стог.

...Как и в прежние десятилетия, пришёл последний день заготовки сена. Хозяйские дела вперемешку с нелёгким деревенским трудом позади. Незаметно подступил вечер. Из-за зубцов отдалённого смешанного леса, окружившего деревню, ещё проглядывали солнечные лучи. Дед Ларион, управившись в стайке, сел на скамейку возле забора из штакетника, на котором сушились крынки, и присущим только ему говором, торжественно произнёс:

-Ну вот и всё! С божьей помощью управились с сенокосом, так что к вечеру быть баньке. Уже после бани, дед и внук сидели за столом в избе и хлебали щи из квашеной капусты, настоянные в паду печи на бульоне из сушёной лосятины. Баба-Лиза суетилась с рыбным пирогом, его ароматный запах уже наполнил всю огромную залу дома. Лёнька же сидел с раскрасневшимися щеками, ловко работал своей деревянной ложкой, которая была значительно больше его рта. Наконец, он слизал остаток пластиков цветастой капусты прилипших к краю эмалированной чашки, и тяжело вздохнув от переедания сказал:

-Деда докажи; вкусный суп баба- варит..,а!?. Наверно, я останусь здесь жить навсегда.

-Кто ж тебя выгонит; нам старикам завсегда такие работники нужны,- с едва заметно-лукавой улыбкой тихо пробормотал Ларион, и прижал внука к себе.. .

Наконец, короткое время осени быстро сменилось первыми сибирскими заморозками, а затем и пушистыми белыми снегами. Оставшись в деревне на ,,зимовку,, -Лёнька с удовольствием учился во втором классе. Иногда, вместе со своим старшим дружком Петькой, надолго засиживались у тёплой русской печи и слушали рассказы деда. О войне, погибших солдатах односельчанах, о трудностях в уже мирной жизни.И конечно,о сибирской тайге её природных богатствах, о птицах и зверях. О том, как добыть белку или соболя; как поставить силок на рябка или неслышно подойти к глухарю. Для Лёньки это были самые лучшие и счастливые минуты жизни. Ведь всегда, провалившись в бездну счастливого сна, ему часто казалось, что он уже взрослый и настоящий охотник.

К концу охотничьего сезона, Ларион решил взять внука с собой на последнюю проверку ранее поставленных самоловов на соболишку, при этом отметил,- что может быть им в этот раз подфартит. ,,Огонёк,, запряжённый в лёгкие сани, легкой трусцой бежал по наезженной лесовозной дороге. Они сидели на сене в накинутых тулупах, молчали и наслаждались тайгой просыпающейся от суровой зимней спячки. Уже через час были на месте. Ларион с обычной лёгкостью встал на свои кысовые лыжи, распряг коня и усадил внука верхом. Потом взял ,,Огонька,,под узцы и он, утонув в снегу, плыл вместе с Лёнькой между высоких стволов осин, елей и берёзок. Через 30-40 минут маленький и самый ближний путик был проверен. Им фартило. Лёньке впервые удалось увидеть, как в последней кулёмке был зажат соболёк-чёрный как смоль, а в нескольких десятках шагов на одном из самоловов, в виде жёрдочки, висели остатки тушки рябчика.

Уже на обратном пути, закутавшись с головой в тулуп, Лёнька некоторое время молчал. Потом, как бы чем-то озабоченный, с нескрываемым любопытством спросил:

-Деда..., а насколько денег ты уже поймал соболей и белок?

-Не считано ещё. Однако, на охотничий провиант, пару мешков муки и сахара- к новой зимушке хватить должно, - ответил Ларион.

Но немного поразмыслив, вопросительно добавил:

-А на что тебе,.. знать-то?

-Да..,-деда. Я думал, на велосипед останется ..ли; такой же, как у моего друга Петьки.

На мгновение дед растерялся с ответом. Непроизвольно стеганул коня вожжами. Но тут же вспомнив своё обещание, данное внуку ещё в прошлом году,- уже серьёзным тоном сказал:

-После половодья будет видать; как дорога в район просохнет, то поедем к твоей мамке и купим тебе велосипед.

Довольный ответом, Лёнька вновь закутался в тулуп и мечтательно лежал в санях на сене. Он вспомнил, как год назад вместе с дедом сдавал добытую пушнину. Когда ранней весной по разлившейся речке, к ним в деревню, приплыла небольшая самоходная баржа с различными товарами: тканями, одеждой, мукой, сахаром и конечно охотничьими принадлежностями. Как тогда съехались многие охотники-промысловики с соседних охотничьих заимок, с близлежащих лесных кордонов и сдавали приёмщикам пушнины шкурки: белок, зайцев, колонков, соболей, домашних животных и даже медведя.. Однако ему- Лёньке, больше всего нравились сладкие яблоки, которые можно было есть прямо сырые и с кожурой.

...Зима ещё долго противилась приходу весеннего тела. Она,-то отзывалась снеговым настом, который свободно держал взрослого человека, то слезилась свисающими с позеленевших крыш сосульками, то вновь схватывала тонким ледком воду на речных перекатах. Однако, к середине апреля, под набравшими уже высоту солнечными лучами, открылась пахотная земля, заблестели рябью озерные и речные проталины.С юга, на места гнездовий, потянулись утки и гуси, а с покосов, перелесков и моховых болот доносились голоса токующих косачей.

Наконец, и для школьников наступили долгожданные короткие каникулы. В один из таких дней, к Лёньке зашёл его старший друг Петька, вызвал на улицу и с радостным выражением лица протараторил :

Вчерась..я с тятькой, ездил верхом на лошади к дальнему кордону. Ты помнишь, где ручей выходит из озерины?

-Это там, где большой омут... . Кажись помню.

-Значит вот, когда мы выехали на покосы, рядом со старым овсяком, много-много тетерь с травы разлетелось.

-И, чё было,- не понимая рассказа, пробормотал Лёнька.

-Чё, чё; чирий через плечо. Папка сказал, что это место тетеревиного тока. Там, где-то рядом старый шалаш твоего деда. Давай вместе попросим его, завтра утром по-охотить.

Лёнька вернулся в дом, и почти с порога крикнул:

-Деда, пойдём завтра за те-те-ревами к твоему месту. Петька сказал, что их там много видел.

Ларион с улыбкой посмотрел на мальчишек и встал из-за стола.

-Ладно охотнички; я и сам хотел наведаться на токовище. Только знайте, завтра ранёхонько вставать придётся. А ты, - Петька, сбегай домой и скажи отцу-то, что ночуешь у нас.

…Тёмная ночь весны ещё хозяйничала на маленькой поляне, а рядом с почерневшей копной сена, уже угадывался силуэт ,,Огонька,,. Его огромные зрачки, как призраки плавали в прохладном ночном сумраке. Поодаль, одиноко стояла телега с остатками соломы и сосново-пихтового лапника. Лишь из глубины темноты поля доносились редкие и совершенно неразборчивые слова человека, прожившего долгую жизнь.Однако вскоре, кругом всё стихло.

Уже около четверти часа, в слегка обновленном снаружи шалаше, согнувшись лежал дед Ларион и держал правой рукой ,,белку,,. Рядом на тулупе, вглядываясь в уже отступающую темноту и перешёптываясь сидели Лёнька и его дружок Петька.

Наконец, забрезжил рассвет. Окружающую шалаш тишину, начали наполнять отдалённые звуки просыпающейся вдали глухой деревни. Чем-то испуганный петух осёкся на первой же ноте своего ,,соловьиного,, пения и сразу замолчал,- так больше и не подав голоса, словно понял, что ещё рано. В нескольких дворах,,брехнули,,охотничьи собаки, как бы выражая своё недовольство за-то, что их забыли взять на охоту. Но вновь, как по чьей-то команде, возникла звенящая тишина.

Дед Ларион, повернулся на другой бок, чтобы освободить затекшую ногу и прошептал:

-Эй, охотнички; пора сидеть тихохонько. Гляньте на небеса-то..., уж рассвет забрезжил. Не спускайте из виду побелённые колышки, что воткнули-то вокруг шалаша.

И чуть-чуть помолчав, едва слышимо добавил:

-Вот-вот, должен первый петух подлететь,..он станет самым главным. Лежите, как мертвы и без команды из шалаша-то, не выбегайте.

Он медленно поднялся на колени, беззвучно поморщился от боли в пояснице, и посмотрел в ,,бойницу,, на другой стороне шалаша. Ему померещилось, что в начинающем рассвете мелькнула чья-то тень, но исчезла за кочкой с прошлогодней травой. Несколько секунд, Ларион молча смотрел в то место. И всё же с напряжением старческих глаз, различил силуэт матёрого косача. Он стоял неподвижно, почти слившись с окружающей темнотой и старой прошлогодней травой. Его выдало лишь гордое движение головы, как особая значимость пребывания в это время и в данном месте.. . Дед ещё несколько секунд всматривался в силуэт косача. Где-то внутри его сознания, «защемило», и он едва слыша себя,- прошепелявил:

-Которую уж весну, именно к этому месту на свиданку-прилетат. Ну.., с возвращением!

Из цикла рассказов...- Возвращение.

НОВОСИБИРСК
19426
Голосовать
Комментарии (8)
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Очень достойное продолжение, Трофей! Каждая фраза "из той жизни" будто детскую головёнку ладонью шершавой, но с любовью, что не напоказ, оглаживает. Всё удалось! Видно потому, что когда-то тонкой душой прочувствовано было. Спасибо! А вот про соль при укладке стога услышал впервые. Можно, конечно, смекнуть для чего, но, может, несколько слов отпишите в пояснение - использую в следующем сенокосе сам. Успехов!
0
Ставропольский край; с. Красногвардейское
425
Да, без велосипеда, на токовище не поедешь... жаль внучека)))))))))))))))
0
Новосибирск
106
Как всегда интересно и познавательно. Не пора ли нам альманах уже выпускать? Свои, Сибирские "Охотничьи просторы"?:))
0
Новосибирск
24519
Очередной раз порадовали!!! 5+
0
Улан-Удэ
36
Очень интересно читать. Спасибо. А про соль,так животине так пользительней,да и сырость вроде забирает, запреть не даёт.
0
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Пётр, спасибо! Теперь осталось где-то отыскать о нормах посыпки. Но это уже не к этому ресурсу вопрос.
0
Новосибирск (родина НСО Болотнинский р-н)
1
ОООчень как всегда интересно. Спасибо автору. Приятно читать. Всегда хотелось с такими людьми съездить на рыбалку или охоту чтоб всю ночь у костра слушать и слушать.....
Соль действительно сыпят чтоб сено "не сгорело" когда намокнет в валках, а вот пропорций насколько помню нет, так "на глазок" штоб хватило.
0
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Василич54, спасибо!
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх