Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Мунгха - праздник подледной ловли карася.

Особым и любимым видом национальной рыбалки народа саха считается мунгха (подледное неводование). Кстати, такой метод коллективной рыбалки в мире считается уникальным. Зрелище азартное и неповторимое, по большому счету это разновидность облавной охоты, только на карася и подо льдом. Поэтому и решил я разместить здесь. Как только озеро покроется достаточно крепким льдом, способным выдержать большое количество людей, наступает пора мунгха. Жители деревни заранее собираются у главного распорядителя и совещаются, какое озеро в этом году будут неводить. Надо сказать, что существует обычай – после неводования озеро не трогают в течении 3-4 лет, с тем, чтобы восстановилась рыба. Также запрещается применять невод с мелкой ячеей. Рано утром участники мунгха идут к выбранному озеру. На большой невод на заранее выбранное озеро выходят практически все мужчины деревни, которые делятся на команды – одни прорубают лунки, другие проводят и тянут невод, третьи гонят рыбу, последние вычерпывают рыбу сачками. Прежде всего, не делая еще проруби и не спуская невода, загонщики, вооружившись довольно толстыми березовыми палками, называемыми люксюр, начинают стучать по льду вдоль берега. Они стоят на расстоянии 10-15 шагов друг от друга, стучат на одном месте минуты две-три, затем по знаку передвигаются на 5-8 шагов и, остановившись, снова стучат по льду. Также применяют другой способ загона рыбы – нырыы. Если люксюр применяют не делая лунок, то для нырыы на одной линии прорубают, на одинаковом расстоянии небольшие лунки. Загонщики вставляют нырыы – березовые шесты, в прорубь и ударяют ими по дну озера. В это время рыболовы с пешнями прорубают большой прорубь, называемый чардаат (иордань). В эту прорубь спускают невод. Крошево льда из этой проруби вынимают с помощью сачков – сюрюю. Спуск невода производится следующим образом: к длинным жердям – ютюмях, привязывают концы бечев, другими концами прикрепленных к неводу – бэчимэ. Ютюмях спускаются в чардаат под лед и пропускаются как можно подальше – так, чтобы в проруби остались только концы с привязанными к ним бечевой. Орудия для просовывания ютюмях под лед называется атырджах и имеют вид обыкновенных вил. Пока спускается невод, рыбаки с пешнями шагами отмеривают расстояние, равное длине ютюмях, пробивают лунку, служащие для того, чтобы через них можно было поймать просунутый под лед ютюмях и провести далее. Такие лунки по мере удаления от главной расходятся все более и более, и через один ряд их проводят одно крыло – кынат, а через другой – другое. Для проведения другого конца ютюмяха прямо под следующую лунку конец, оставщийся в передыдущей лнке, захватывают атырджахом и затем при помощи довольно толстой дубины, называемой олуур, действующей как рычаг, подвигают ютюмях под лед. У следующей лунки наготове стоит человек с тонкой палкой с крючком на нижнем конце. Когда он чувствует удар о крючок ютюмяха, он зацепляет его и удерживает, пока не подойдет человек с атырджах и не продвинет вперед, до следующей лунки. Тогда человек с крючком зацепляет и вытаскивает бечеву и отдает его рыбаку с особым орудием – эрбях, состоящей из довольно толстой палки с коротким сучком, которым он захватывает бечеву и потом, обернувши бечеву около сучка, с другими рыбаками тянут за оба конца эрбяха.

По мере приближения к месту выемки невода, загонщики перемещаются на ту сторону озера, куда рыба была загнана первоначально и начинают гнать рыбу навстречу неводу. Настает самый волнительный момент – вытаскивание невода. И все замерли. Самые опытные выбирают невод. И вот подошла тоня… И… вода «закипела»! Есть улов, все приободрились, главное теперь не порвать невод, или не зацепить его, не упустить рыбу. Специальными лопатами выкидывают улов на расчищенный от снега лед, чтобы караси быстрее промерзли.

Потом начинается дележка. Раньше было правило, что все, кто присутствовал при доставании невода, получали равную с обычными рыбаками долю. В древности это обусловлено заботой о бездетных стариках, сиротах и вдовах. Но, в нынешнее, рыночное ремя, хозяин невода забирает одну треть добычи, мастер — сколько совесть позволит, те, кто вываживал невод, берут двойную норму и сами выбирают себе карасей. Остальные получают поровну.

Озера, где неводят, охраняются местными пуще глаза, регулярно чистится дно. Рыбачат на таких озерах крайне редко 1-2 раза в три-четыре года. При этом, добычливость сохраняется в некоторых местах сотни лет. При таких вот многотонных уловах раз в год. В любом случае, если не прореживать численность рыбы в озерах, то по весне большая часть из них дохнет, задыхаясь.

Якутск
8958
Голосовать
Комментарии (9)
Томск
4485
Вот это рыбалка, вот это труд, от меня жирный плюс, очень понравилось!!!!
0
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
202
Интересный способ , и рассказы Сахатого всегда познавательны спосибо!!!!
0
Челябинск.
24
Сахатый,спасибо за ИНФУ о ловле дедовским методомю!!!
0
Бурятия
111
Это не рыбалка,а промысел.У людей весь образ жизни расписан,когда и кого ловить или добывать.У них все правильно и понятно.
0
с.Павловск
20755
BorSan, +100500! Именно ПРОМЫСЕЛ! А еще- способ выжить общиной.
0
Мошково
70
Ну да - не используется невод с мелкой ячеей! Опять же хозяину невода треть рыбы, а чистит и охраняет всё население.
А так очень познавательно...
0
Новосибирск
0
отлично ... спасибо ... просто удовольствие получил от просмотра ...
0
Новосибирск
242
Мергенчи, На Ине в районе ст.Паровозной был раньше выкопан канал на повороте у бывшего пионерлагеря "Ромашка". Копали его всеми ближними деревнями. Весной в ледоход рыба там пряталась от льда.... набивалось полный канал. Его перегораживали и черпали сачками сколько кому надо (ну как бы из расчёта по норме на 1 члена семьи) - и сиротам и вдовам.... , остальную выпускали обратно в речку.... И так было многие многие года... всем хватало...
0
Новосибирск
242
А можно быть хозяином невода? Я думаю он за одну рыбалку отобъётся )))
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх