Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Чычыпкаан. Что это?

Во время посещения охотничьей выставки услышал, как молодые люди с удивлением спрашивали друг у друга: “Что это за сооружение?  Для чего оно?”   Разговор шел о Чычыпкаане – центральной фигуре обряда примирения с Байанаем.  

- Это – Чычыпкаан, – разъясняю им.

- А для чего он нужен?

-  Для обряда примирения, для испрашивания удачи у Байанайа.

Пришлось мне обстоятельно рассказывать, разъяснять кто такой Байанай, почему охотники совершают обряды. Парни – городские, ездят с отцом на охоту. О Байанайе у них только одно представление – обязательно надо угощать его посредством кормления огня водкой. В этой связи, хочу немножко рассказать, дать представление о духе охоты Байанайе.

Центральной фигурой охотничьих обрядов и поверий якутов является Баай Байанай. Его в изображают веселым стариком, обросшим рыжими или черными волосами, носящим доху из оленьих шкур, бегающим по лесу или ездящим верхом на олене. Он очень богат мехами, почему носит эпитет "баай". Байаная иначе называют Баай Барыылаах, то есть "Всем богатый.” Обычно до начала охоты проводят обряд ублажения Байанайа. Но сегодня речь пойдет об обряде “примирения” с Байанайем. Многие охотники, наверняка, встречались с тем, что исчезает удача, охота не получается. У нас существует поверье, что это связано с нарушением какого-либо запрета или охотник погрешил перед Байанаем. Перед совершением обряда  готовят салама – 2-3 метровую волосяную (обязательно из конского волоса) веревку, в 7-9 местах украшенную совиными перьями, в 7-9 местах кусками шкуры зайца или хвостами белки и деревянными макетами охотничьих снастей.  Угощение состоит из молочной пищи, каши-саламата, кусков нутряного жира коровы, топленого масла, водки. Обряд начинается с вешания "салама". Салама вешается на двух деревьях чуть выше уровня плеч человека на видном месте на опушке леса.  Произносится алгыс - благопожелание, дается угощение через огонь, мажутся кровью или маслом идолы. Особенность же в том, что изготовляются специальные идолы Сэмэкэйэ, Кэлтэгэй Кэлээни и Чычыпкаан. Центральная фигура здесь Чычыпкаан, которую изготовляют из лиственницы, высота фигуры около двух метров, ноги длинные и расставленные, руки его вытянуты в стороны и он в одной руке держит изображение птицы Оксоку - двухглавого орла. Остальные две фигуры без рук и без ног, значительно ниже первого. После завершения обряда охотник проползает между ног Чычыпкаана и тем самым, проходит его очищение от скверны. В этом обряде возможно человек "передает скверну" этим фигурам и тем самым "выходит очищенным" или можно допустить наличие символического "брачного отношения" - вступления в "родственные отношения" с духами природы.  У меня был период, когда удача отвернулась от меня. Будучи в командировке на Севере, я в охотничьей избушке рассказал старику-эвену об этом. На следующий день он приготовил и совершил обряд примирения. С этих пор удача вернулась ко мне.

Якутск
8958
Голосовать
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх