Гордые сыны горной тайги - эвены.
Трудно представить якутскую тундру без мчащихся оленей, без коренных жителей - эвенов. эвены или ламуты, маленький, но гордый народ. мой дядя, Егор Алексеевич Охлопков, в 1952 году принимал участие в постройке поселка Березовка, который находится в Среднеколымском улусе.
В 1951 году в областной комитет КПСС прибыла депеша о том, что в горах Илин Таас найдено племя эвенов, которые жили общинным строем. Оказалось, здесь жили люди, которые ничего не знали о каких-либо событиях, происходивших по ту сторону горной гряды. У них существовали еще порядки XVIII века, управлял ими князь. Школы, амбулаторий и других современных учреждений в поселке, естественно, не существовало.
Так в 1952году жители Березовки, эвены, из эпохи феодализма с его князьями и вассалами шагнули прямо в социализм.
На днях в Момском районе Якутии прошли республиканский конкурс"Кочевая семья".
Кочевые народы со своим укладом – не эхо давно ушедших веков. Они живут в XXI столетии вместе с нами и сохранили свой скромный быт.
Фестиваль «Кочевая семья» во многом отличается от традиционных семейных конкурсов нашей республики. Состоит он из четырех этапов: визитная карточка, воспитание детей, хозяйка чума и мастерство оленевода. Последний этап самый зрелищный, поскольку все члены семьи, включая мать, участвуют в гонках на оленьих упряжках, затем ребенок соревнуется с другими детьми верхом на олене, а отцы выявляют самого ловкого метателя маута.
Весьма непрост и конкурс для хозяек. Все участницы подготовились к этапу более чем основательно, представив на суд жюри по нескольку десятков всевозможных яств. Были тут и торты, и заварные, салаты редкой красоты. Но жюри оценивало только традиционные северные блюда из мяса, рыбы. Кроме готовки у хозяйки чума немало обязанностей. Она собирает скарб, пакует, на месте все это распаковывает, устанавливает чум, варит еду, и только потом мужчины пригоняют стадо…
Быть хозяйкой чума смогла бы не каждая женщина, думают те, кто незнаком с кочевым укладом жизни. Тем не менее, немало историй, когда оленеводы женились на городских и даже приезжавших из теплых краев девушках, которые со временем овладевали всеми премудростями кочевой жизни, предпочитая их благам цивилизации. Такой вот парадокс…
Нарты для оленей делаются обычно не на гвоздях, а все части их скрепляются ремешками; копылья при этом вдолблены в полозья, а иногда и поперечины (вязовья) входят в пазы копыльев. Такое эластичное устройство нарты позволяет ей выдерживать сильные удары о деревья, камни и заструги. Нарта не расшатывается, и только иногда надо подтянуть ослабевшие ремешки. В тайге особенно удобны нарты с бараном: при ударе о дерево баран пружинит, и передок нарты соскальзывает в сторону тянущего оленя, в то время как нарта без барана часто зацепляется за ствол и останавливает оленей. В условиях тундры сани с голым деревянным полозом скользят по снегу лучше, чем с железным подполозком. На поворотах нарты якутского образца с выгнутым профилем полоза оказывают меньше сопротивления движению, чем нарты с прямым профилем.