Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Охота на турпана. Верхняя Колыма.

Последние дни мая. Весна вовсю шагает по необъятным просторам Якутии. Вот и реки вскрылись, разливаясь широким морем. Весенний сезон на водоплавающую дичь завершен. Но что это такое – в аэропорту города Якутска наблюдается большое столпотворение одетых по полевому, с зачехленными ружьями радостно гогочущих мужчин. Это начинается сезон охоты на турпанов, на север республики летят зафрахтованные охотниками самолеты. Самое большое количество рейсов приходится на Зырянку – центр Верхнеколымского района, считающегося среди турпанщиков одним из самых добычливых мест. В эти дни с аэропорта Зырянка беспрестанно, круглосуточно взлетают вертолеты, развозя по ранее намеченным маршрутам охотников.

Традиционная охота на турпана является в Якутии элитной охотой – издавна охотник на турпана считался и считается человеком самодостаточным, достигшим кое-каких высот в жизни. Сезон начинается в первых числах июня. Самый благоприятный день охоты приходится на 3 июня ( день святого Константина) – День турпана. В этот день наблюдается массовый лет многочисленных табунов турпанов им морянок.

Якутск провожал нас моросящим, холодным дождем. Через час лёта сплошные тучи рассеялись и под нами открылись мощные отроги Верхоянских гор. Многие из нас приникли к иллюминаторам и зачарованно наблюдают за фантастическими переплетениями горных кряжей. Вся эта красота простирается под нами в течении полутора часов и ты поражаешься грандиозными масштабами Якутии. Объявляют посадку в Среднеколымске и многие начинают вытаскивать теплые куртки – все-таки Колыма. Дальше мы летим в вертолете – полоса аэропорта Зырянка затоплена. Перегружаем вещи на грузовую машину и, не заходя в помещение аэровокзала, пешком направляемся к вертолетной площадке. Здесь нас ждет видавший виды, сильно потрепанный вертолет авиакомпании «Полярные авиалинии».

После полутора часов лета Зырянка встречает нас небывалой в это время жарой – 25 градусов тепла. Садимся на 9 километре – бывшем стыковочном аэродроме перегонного маршрута с Америки военных самолетов, поставлявшихся по ленд-лизу. Нас встречает наш старый знакомый Егор Сивцев – профессиональный охотник. Немного передохнув в двухэтажном коттедже, построенного Егором своими руками, грузимся на прицеп трактора и едем к месту охоты. Нас сопровождает на втором тракторе сын Егора Денис. Едем по дороге, называемой в народе «Трассой на костях» ( дорога проложена по непролазным болотам от Зырянки до Угольного во времена ГУЛАГа) километров 30 и съезжаем на болото. Вдоль трассы видна провалившаяся в топь насыпь первой за Полярным кругом узкоколейки. По ней до пристани Зырянка возили добытую вручную узниками КолымЛАГа уголь. Отсюда до базы три километра. Эти три километра мы преодолели на тракторах за пять часов. Вот и наша база. Весной в домик опять заходил наш «сосед» – Миша Топтыгин. Интересно заметить, несмотря на то, что дверь всегда оставляется открытой, медведь никогда не входит в дверь, а лезет через узкий оконный проем. Быстро поужинав (или позавтракав?) растягиваем пологи и ложимся спать. Просыпаемся от жары. На улице градусов под тридцать жары – впору искупаться. Вытаскиваем из схронов манки и перебираем их – некоторые нуждаются в ремонте. Егор с Денисом осматривают лодки, что-то подбивают. Колымские лодки-ветки очень маневренны, легки, но вертки. Дно лодки изготовляется из одной узкой доски. Предпочтение дается лиственнице. Бока обшиваются жестью. Садиться неподготовленному человеку на такую ветку опасно. Сергей увлеченно фотографируют селезня чирка-клоктуна, который, совершенно не боясь нас, подлетает к лагерю, садится прямо под нашим носом и начинает важно прохаживаться, переваливаясь с боку на бок. Отрадно заметить, что в последнее время численность чирков-клоктунов заметно увеличилось. Расставив манки, садимся в скрадки. Перед нами простирается величественная красота северного края – вдали на фоне ослепительно синего неба белеют заснеженные вершины Арга Таас. Воздух наполнен волнующим ароматом весеннего леса. Вокруг упоительная тишина, прерываемая трелью птиц, чарующими голосами лебедей. Нет вокруг непрерывной городской суеты, гула машин, тебя обволакивает умиротворение, покой, забываются накопившиеся во время долгой и холодной зимы заботы, болячки и беды… Все вокруг наполнено жизнью. Воздух наполнен нескончаемыми переливами всевозможных куликов, издали доносится стон и завывание гагар, вот со стороны гор с ритмичным тяжелым взмахом крыльев вырисовывается колонна огромных снежно-белых птиц, трубно перекликающихся друг с другом.

Прилет турпанов по каким-то причинам задерживался. В первую же утреннюю зарю героем дня стал наш аксакал Рудольф. Стоял полный штиль. Вдруг где-то на небе послышался гул крыльев – это на посадку пошли морянки. Как говорят старожилы Колымы «морянки летят, оседлав облака», поэтому, когда морянки идут на посадку, сперва, в течение получаса, слышен только гул от крыльев и оглушительно-задиристый переклик «аанг, аанг, ангыла». Потом над озером с оглушительным криком, синхронно маневрируя, проносится вихрем плотный табун морянок. Птицы на удивление синхронно повторяют все повороты вожака. Бывалые охотники бросают в воду перед ними кочку, даже шапку или рукавицу, и весь табун, подумав, что вожак нырнул в воду, с лета ныряет в озеро. На этот раз Рудольф меткими выстрелами сбил около трех десятков морянок. Это была потрясающая картина – утки сыпались как дождинки.

Турпанов все не было, преобладали морская и хохлатая чернеть. Несколько раз пролетали гуси, и мы добыли трех гусей. Вечером 2 июня наконец-то появились гагары – предвестники турпанов. Поздно вечером мы добыли первых турпанов – эффектных иссиня-черных красавцев с горбатыми красно-желтыми носами и алыми лапами. Солнце, не успев скрыться, снова показалась на горизонте. Сквозь лохмотья тумана высоко на небе этажерками пролетали стаи турпанов. Вдруг, тормозя растопыренными крыльями и выставив вперед красные лапки, на манки начали сыпаться турпаны. По всему озеру прокатилась канонада выстрелов, прерываемая радостными возгласами охотников. Началась охота на турпанов.

Вечером небо затянуло тучами, поднялся сильный ветер. На озере появились белые барашки, манки начало сносить порывами ветра. Несмотря на высокие волны, два Сергея, Саша и Денис, оседлав верткие ветки, начали собирать унесенные ветром манки. Низко над озером, с трудом преодолевая напор ветра, пролетели турпаны. Следом за ними захлопали выстрелы. Вот это да! При такой качке стрелять с лодки может только очень опытный гребец, или безбашенный удалец. Вдруг сквозь пелену начавшегося снежного бурана низко над озером вырисовывается ломаная линия невиданных нами до этого уток: линия извиваясь волнами то приподнимается над водой змейкой, то падая вниз, почти касается воды. Стая идет прямо к Сергею, раздаются выстрелы и одна камнем падает на воду. Несмотря на высокие волны, Сергей с большим трудом находит подбитую утку. Да это же гага- гребенушка, сыа мурун по местному.

Колымский край славится не только турпанами, здесь раздолье и для рыболовов. В свободное от охоты время можно на спиннинг половить огромных щук, неплохо ловится хариус. Любителей пива порадует прекрасный клев колымского чебака. По вкусовым качествам вяленый чебак превосходит знаменитую тарань и воблу. А если попадется чир или муксун, то можно приготовить «хачыр» - колымскую юколу. Гурманам понравится «пятиминутка», приготовленная из свежепойманной нельмы или чира.

Вот и незаметно подошел к концу сезон на турпана. Вечерняя заря постепенно перетекла в утреннюю: небо на севере разгорается, переливаясь от тревожно-красных к золотисто-желтым оттенкам. И, как будто прощаясь, на озеро садится пара лебедей и начинает волшебный танец любви. Самка вытягивает шею к воде и, зачарованная кружащимся в истоме танца вокруг нее с запрокинутой головой на откинутой шее и распущенными крыльями самцом издает звонкий призывный клик. Лебеди медленно сплываются и переплетаются шеями. Вокруг торжество весенней жизни: зеркальная гладь озера бурлит нерестующимися рыбами, воздух звенит от любовных перекликов разноообразных уток, вот вдали на берег вышли лоси полакомиться молодой порослью травы… Грустно расставаться с нашим любимым озером. До следующей весны, Эбэ!

Якутск
8958
Голосовать
Комментарии (6)
г. Змеиногорск, Алтайский край
2195
О Ч А Р О В А Н!!!! Нет слов..... Только вот турпана не добывал никогда. Хотя осенью поздней какие-то черные большие утки бывают на озере, но близко не подпускают. Стрелял с десяток раз на предельной дистанции, но не взял. А сын служил в Бурятии (Кяхта), там весной офицеры стреляли, он рассказывал
++++5!
0
Северск
439
Хорошая история, еще бы фотки к ней!
0
Новосибирск
1122
пока в Дудинке жили, каждую осень до ледостава долбили этих турпанов
0
Якутск
8958
фотки размещены в разделе фото с охоты.
0
Улан-Удэ
36
Красиво. А у нас турпаны рыжие.
0
г. Змеиногорск, Алтайский край
2195
У них действительно глаза, как в противогазе? как-то непривычно
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх