Шеллак

Интересный вопрос задал nemo146 на форуме цитирую: "Basskachi, Сергей! У меня к Вам такой вопрос, или скорее просьба. Не могли бы вы расказать про такое средство для обработки древесины как ШЕЛЛАК? Что представляет, как работает и прочее. Заранее спасибо."

Что означает само слово "шеллак"? Оно сложно составное. Первая часть "шел" происходит от английского слова SHELL - скорлупа, раковина. Вторая часть "лак" от санскритского "лакши" имеющего для индусов два значения - сто тысяч и вши. Да, вши, те самые которые кусаются.

Вшами, по всей вероятности, в Индии называли, в том числе, и тлю(или тлей). И их на самом деле на дереве сотни тысяч.

Именно из Индии и пришел в Европу через Англию шеллак. В юго-восточной Азии составы на основе шеллака были известны тысячи лет назад. Тамошняя тля своё потомство запаковывает в этакие скорлупки из органического материала защищающего их от непогоды и проливных дождей .

Эти "скорлупки" собирают, сушат, перемалывают, растворяют в спирте, процеживают и обратно высушивают. Потому сам конечный продукт и выглядит в виде пластинок-чешуек.

Бывает шеллак химическим способом осветленный

Бывает не осветленный. Нам такой более подходит.

В Европе было конечно известно великое множество разных лаков и политур. В их состав, помимо льняного и иже с ним масла входили и канифоль, и янтарь, и гуммиарабик. Да много чего. Вплоть до экзотики - "кровь дракона". Которая на поверку оказывалась бычьей кровью. Каждый мастер сочинял свой состав и тщательно его скрывал. Помню хороший исторически-детективный фильм (он есть в инете) "Красная скрипка". Там рассказывается история скрипки-шедевра. Мастер её изготовивший не пожалел даже свою любимую. Кровь, им же убиенной девушки, вошла в состав лака для скрипки. Вот до чего доходило. И тут появляется шеллак.

У него были все основания завоевать Европу. Плюсы - достаточная дешевизна это раз. Англия из своих индийских колоний везла тысячи тонн вшивых скорлупок. Все прибрежные портовые деревянные строения были защищены от влаги и морской воды шеллаком. Не говоря о палубных постройках и мебели.

Второе это великолепная, по тем временам, технологичность. Когда олифы и лаки на их основе сохли неделями, то шеллак высыхал за часы. Это все равно что в недавние времена на фоне масляных лаков появился нитролак! Фурор! Мазнул и готово! Наносится(при определенных навыках) замечательно, сохнет быстро, защищает надежно, полировать, шлифовать потом не надо. Можно улучшать и в сторону пластичности и в сторону твердости. И самое главное - легко поновляется. Разумеется Англия, как законодатель оружейных мод, быстро внедрила сама и заставила полюбить всех остальных шеллак.

Химическая промышленность уже 20 века предложила и свой вариант шеллака освоив его производство на основе фенолов. Он теперь продается в магазинах для радиолюбителей для защиты печатных плат и трансформаторных катушек. Так прямо на пузырьке и написано "ШЕЛЛАК". Вполне подходит такой синтетический брат и для отделки прикладов. Есть не большая разница в работе с ним в отличие от натурального, но на пальцах такие нюансы не объяснишь. Надо пробовать. Вот спрашивают про какой то силиконовый шеллак. Не знаю, не покупал, не пробовал. Да и от добра - добра не ищут.

Классический способ полировки шеллаком описывает великолепный питерский мастер, реставратор, маркетрист, да и просто замечательный человек Игорь Гулин, я просто процитирую, мне тут добавить нечего:

"На самом деле все способы хороши и скорее приоритет отдаётся тому, которым лучше владеешь.

Я, как бывший реставратор мебели, предпочитаю шеллачную отделку.

После тщательной шлифовки, до наждачки-2500, делаю клеевую воду (столярка с водой) и прохожу приклад. На нём поднимается ворс, который после высыхания сошлифовывается. Эту процедуру лучше повторить.

Дальше развожу шеллачную политуру в трёх бутылках. В одной 20% р-р (это грунт), во второй - 12%, в третьей 6%.

Грунтую 20% политурой с подсыпанием на поверхность небольшого колличества пемзы. Много её сыпать нельзя, образуются бугорки, т.н "петухи", которые не выравниваются при шлифовке и делают поверхность неровной. Далее 12% -ой и 6% -ой. Вся полировка делается с льняным маслом. За тапоном должен идти "лас" - такая дорожка, медленно просидающего лака через слой масла. Хороший "лас"- показатель качественной полировки. Это необходимо, чтобы не сделать "поджиг" - место где спирт пробил слой лака и образовал сухое пятно. Затянуть такое место последующим наложением политуры невозможно, приходится всё сциклёвывать и заново полировать.

После полировки выпотевшее масло снимается "чёртиком"- пропитанной водкой полусухой салфеткой( или свежим тампоном). Можно снять масло зубным порошком, растирая его по поверхности. По окончанию пройти сухой х/б тряпкой. Короче, всему этому лучше учится рядом с опытным мастером, так со слов понять трудно."

У меня, к сожалению, все проще и выглядит примерно так: после окончательной шлифовки если требуется усилить текстуру то накладываю один слой шафтола. Это усиливает "глубину" текстуры, потом начинаю полировать шеллаком с той лишь разницей, что делаю это одной его концентрации (которую определяю скорее на ощупь чем в процентах) в три слоя с промежуточной шлифовкой(чаще в два) и добавляю в сам шеллак для эластичности пихтовое масло.

Для финиша можно использовать вот такую мастику

Так процесс полировки выглядит в руках отличного болгарского мастера Евгени Димова

А таких результатов добивается Светлана Бровко, некогда практиковавшая в Тюмени, правда не с шеллаком а с триолем.

Теплый на ощупь, нежный на вид, глубокий шеллачный полуглянец так и не удалось с имитировать современными материалами. Классика она и есть классика.

голосов: 7
просмотров: 9136
Basskachi, 23 января 2012
1378, Россия.

Комментарии (11)

293
Новосибиск
23 января 2012, 7:30
#
+0 0
Большое спасибо за исчерпывающую информацию! Очень познавательно!
146
Новосибирск
23 января 2012, 9:13
#
+0 0
Basskachi, подскажите. На третьем фото снизу сделан рисунок из белого материала, как происходит этот процесс?
А шеллак это супер, я использую как силиконовый так и чешуйки (не разведенный).
сообщение отредактировано 23 января 2012, 10:16
1378
Россия.
23 января 2012, 11:58
#
+0 0
NK-ENOT, Поделитесь опытом работы с силиконовым шеллаком. Отличается ли процесс нанесения? А про всечку серебром уж писано-переписано.
146
Новосибирск
23 января 2012, 12:15
#
+0 0
Basskachi, а что им делится, ни чего сложно там нет.
После финиша шкуркой 1500, в деревяшку втираешь масло для банных полок. Втер, прошелся феном, что бы масло выдавило всю грязь из дерева и т.д. пока не будет выступать грязь. Потом втираешь последний разок и оставляешь это дело на сутки. Ну а дальше в ход идет шеллак. Силиконовый шеллак я разбавляю медицинским спиртом 50/50 (иначе трудно очень покрывать т.к. он высыхает моментально, а разводы трудно убирать), прохожу 2-3 слоя, этого достаточно. Если хочешь глянец то 4-5 слоев. Ну вот и все.
Я делаю так, мне нравится.
Буратинки использую ореховые, пробовал зебрано и мраморное дерево, но результат от шеллака на них мне не понравился.
Почему шеллак, а не льнянка к примеру. От льняного масла, рисунок дерева на рукоятке того же ножа теряется через 3-4 месяца (конечно не совсем теряется, а просто начинает мутнеть), с шеллаком этот номер не проходит:)
У кого какие методы я не в курсе:).

Всечка серебром она называется, спасибо буду знать. Я просто не знал как это в поисковой строке сформулировать.:)
сообщение отредактировано 23 января 2012, 12:16
1378
Россия.
23 января 2012, 14:05
#
+0 0
NK-ENOT, Спасибо! То есть в работе в принципе разницы нет. это хорошо. а как с эксплуатацией? удалось ли отследить хотя бы годик? Составчик, как я понял, не дешев, но хочется поэкспериментировать если уже есть положительный опыт. А про всечку(бывает и насечкой назовут) и на ютубе мастер-классы есть. а уж туляки без нее вообще своих изделий не представляют. "высокое искусство"! Ни дать ни взять, Лимпопо называется!)))))
28
Тверь
23 января 2012, 14:31
#
+0 0
Basskachi, Сергей, подскажите пожалуйста, как ведет себя шеллак при царапании ветками и прочими мех. воздействиями? И каким образом его можно сделать эластичнее?
66
Саратов
23 января 2012, 16:35
#
+0 0
У меня разбух орех на ружье, я просушил, пролил воском,, получилось с наплывами, далее согнал все феном и отшлифовал сукном, правильно-ли я сделал? Заранее благодарен!
1378
Россия.
24 января 2012, 3:56
#
+0 0
krot69, Мдя. самому интересно стало. отколол щепку железного дерева(есть такое - в воде тонет) чтоб с имитировать ветки. и принялся шкрябать по прикладам. шеллак конечно и продавливается и царапается. пропитанный шафтолом приклад - то же самое. Триоль держит такой краштест на много лучше. но следы видны. тоже касается и акрила на бенельке. но скололся когда я вдарил. а лучше всего справился прозрачный ламинат на турке. вот ему хоть бы что. и не царапается и не колется. лишь бы хозяева теперь не заметили :)
Что же касается пластификации шеллака(не знаю за чем) но добавляли гуммиарабик, терпентин или какое либо масло растительного происхождения. собственно и эпоксидку раньше пластифицировали касторовым маслом. А вот чтоб шеллак стал тверже добавляли борную кислоту, буру. янтарь. и вроде как пикриновую кислоту(знать бы еще что это такое)
1378
Россия.
24 января 2012, 3:59
#
+0 0
hanter41, Ну в принципе и так можно защитить дерево. Минусом восковых покрытий может служить помутнение при воздействии воды. Это ежели капелька дождя полежит и высохнет на прикладе. Лечится просто - надо разогреть тем же феном и растереть сукном.
Вот веселуха! Хотел добавить пару слов в предыдущий свой же пост и уже низяяя. Так, на заметку: знакомый и весьма хороший мастер из Калининграда вообще обходится одной канифолью. Натирает и все. И блестит! И говорит что долго такое покрытие служит. Только тереть надо, пока липнуть не перестанет.
сообщение отредактировано 24 января 2012, 4:03
28
Тверь
24 января 2012, 22:57
#
+0 0
Basskachi, шеллак со временем становится тверже получается как бы очень тоненькая скорлупка, а это как раз при мех. воздействии приведет к растрескиванию или отшелушиванию (выкрашиванию). Так вот небольшая пластификация должна придать ему устойчивость к мех. воздействию. По крайней мере мне так думается. Нужно опыты проводить :) и создать на основе шеллака такое покрытие, которое сможет больше удовлетворять требованиям пользователей охотничьего оружия.
1378
Россия.
24 января 2012, 23:59
#
+0 0
krot69, Согласен. надо. тут мне кажется три пути: первый съездить в англию и подглядеть что они намешивают. второй перечитать кучу старинных рецептов и подобрать лучший, третий - сочинить рецептуру самому.

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх