Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Пан или пропал... (продолжение)

- Да я с рогатки  гулюшку раза три влёт сбивал, так там один голыш, а в ружже дроби штук сто – чё не попасть-то?! – Ванька чувствовал себя героем после так легко добытого селезня, и ему теперь казалось, что промахиваются только последние неумехи вроде Кольки Лагутёнка.

- Нэ кажи гоп, поки не пэрэскочишь, хлопэць, - заулыбался Трохим.

Он уже срезал крепкий побег краснотала и выколотил дутую гильзу.

- А ну, прогоны-ка патрони, подывымося, яки гарно лизуть. Дэсь у мэнэ гильзи булы,  тильки в огирковому розсоли видмочити трэба вид нагару -  будуть як нови.

Ванятка поочерёдно потыкал оставшиеся боеприпасы в патронник – из девяти пришлось отбраковать ещё тройку.

- Ну ось по три на брата, гляды: програешь диду слипому! – подковырнул старик мальца.

- А как ты проиграешь, так дашь мне ружжо на охоту сходить?

- По рукам.

Вышли на полянку. Трохим подобрал на краю сада пару бутылок из-под портвейна – частенько механизаторы справляли тут, вдали от лишних глаз, очередные и внеочередные праздники. Ванятка зарядил ружьё, взвёл курок, изготовился.

- Кидай!

Дед неловко размахнулся, бутылка полетела низко, мальчишка задёргал стволом и выстрелил, когда мишень уже закувыркалась по земле.

- Да кто так кидает?! – насупился Ванька – Выше надо, я и прицелиться не успел.

- Хо, а зайця ты тэж будэшь просити,  щоб вин вище пидскочыв? Теперь ты кидай…

  Бутылка взвилась по крутой дуге, но дед едва уловимым движением вскинул ружьё, тут же грянул выстрел и град мелких стёклышек рассыпался по пожухлой траве.

- Руки нэ забули ще. Як бы нэ очи, пийшов бы за зайцем. Пляшку,  здаеться,  и нэ бачив, а попав.

  Дальше Трохим стрелять отказался, Ванька ещё пару раз безуспешно попытался попасть влёт, пока дед не указал на ошибки. Наконец, немного разобравшись с упреждением и поводкой, последним патроном Иван всё же отбил горлышко у бутылки на лету.

- Один – один! – хитро заулыбался молодой стрелок. – Ну, так дашь ружжо, или сам со мной пойдёшь на открытие?

- Ось, бисова дэтына, подловыв дида. Поживэмо -  побачимо.

    Довольные собой разошлись по домам.

 

                                                                                                 IV

    Всю неделю Ванятка не знал покоя: отмочил в огуречном рассоле старые латунные гильзы, подаренные «дидом Трохымом», уговорил токаря выточить прогонное кольцо. Первые две гильзы безнадёжно испортил – прогонял молотком, отчего по телу пошли волны. Дальше догадался смазать гильзы маслом и продавливать через кольцо в тисках. Вышло неплохо. От рассола нагар сошёл, но цвет латуни был какой-то мутный. Надраил суконкой, и гильзы засияли. Понятно, что все манипуляции приходилось проводить втайне от родителей. Но это Ваньке даже нравилось – он представлял себя подпольщиком, готовящимся в тылу врага к восстанию.

    Заряжал «самой  подходящей зайчиной и лисиной дробью» - «00» урывками, когда прибегал из школы, а родители ещё были на работе. Явятся отец с матерью, сынок прилежно учит уроки  - золото, а не ребёнок.

     В пятницу днём, увидев около магазина Трохима, поспешил к нему, уточнить насчёт предстоящей охоты, но тут над стариком притормозил председательский «УАЗик». Из машины вылез сам Ефимыч:

- Трофим Григорич, подь сюды.

Дед подошёл, протянул руку, но председатель обычным для него строгим и громким голосом одёрнул:

- Руки эти табе  поотбивать бы надо! Ты чяму детвору учишь, дурья твоя башка? Мне ноня Лёнка Мрыхина жалится: иду, говорить, в энту субботу за калиною, а в саду хтой-то бабахаить. Выглянула, а Трохым с бугалтерским Ванькою с ружжа по чём-то стреляють. Пуля, говорить, прямо надо мною прожужжела, я ходу оттель – страху натерпелась.

- Та яка там куля… - попробовал защититься дед. Ванька спрятался за угол сельмага.

- Пуля, не пуля – бабам им лишь бы приплесть – а было дело, давал мальцу ружьё?

- Було дило.

- Первый и последний раз, не то не погляжу на твои былые заслуги. Ишь, ворошиловские стрелки. Участковый по головке не погладить, сам знаешь.

    У участкового Петра Андреевича Гуляева  пару лет назад серьёзно пострадал племянник Серёжка. Мальчишки, есть мальчишки – наворовали патронов у спившегося Васьки Локтева, прятали их по-дурости в леваде в дупле старой вербины, в сырости. Серёжка иногда тайком притаскивал дедову двустволку, и пацаны устраивали пострелушки. Очередной патрон дал осечку, Серёжка по неопытности сразу переломил ружьё и… затяжной выстрел. Гильза, оттолкнувшись от заряда,  пробила толстую фуфайку, свитер и повредила ключицу. Пацаны, испугавшись, разбежались, а Серёжка еле добрался до ближайшего дома. Замять дело удалось, но Гуляев теперь не давал спуску детворе за их неистребимую тягу  ко всему стреляюще-взрывающемуся.

- Так что, дед, гляди мне…

    Председатель хлопнул дверцей и умчал по своим нескончаемым и всегда неимоверно срочным делам. Трохим поплямкал губами, достал кисет со «злючим тютюном» и тут встретился взглядом с наполненными слезами глазами Ванятки.

- Ось, бачишь -  пропала наша полювання…

    Не по плечу молодому парнишке ещё был такой крах надежд. Казалось, вот оно, счастье. Оставалось до него «день простоять да ночь продержаться».

И всё! Всё разрушено языкатой бабой!

  Ванька повернулся к Трохиму спиной и побрёл домой, к отцу с его умными книгами, к матери с её вечными упрёками за испачканные или порванные вещи. Да что они понимают?!

 

                                                                                                             V

    Вечером в своей комнатушке с грустью перебирал любовно подготовленные патроны, гладил саморучно изготовленный из старой ножовки «охотницкий» нож. Есть не пошёл. Чтобы забить чем-нибудь голову,  взял с полки книжку. Это была «Капитанская дочка» Пушкина. Ковырнул закладку и,  мало во что вникая, стал дочитывать. Буквы скакали перед глазами шустрыми зайцами, а тут ещё и целый «заячий тулуп». Привлекла лишь старая калмыцкая легенда об орле и вороне. Концовка заставила приподняться с кровати:

   «Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»

    Вот! Пугачёв был настоящий казак – никого не боялся, а я что – хуже?  В голове стал зреть коварный план. 

    Завтра суббота. Отец с матерью собрались с утра в станицу по каким-то делам. Трохим уходит из правления рано, ещё и не рассветёт, как следует. Денег в кассе нет, это сын бухгалтера знал точно, значит, сторож на день не останется. Ключи с работы отец хранит в серванте в прихожей. Сторожку дед не запирает. Пока всё складывается удачно!

    Ну, пан или пропал!

    Всю ночь проворочался от сумбурных мыслей: а вдруг попадусь…,  а вдруг деда подведу…, а вдруг отец ключи не оставит…. Так и уснул. Снилось ему, как орёл отбирает зайца у ворона, причём последний  почему-то с конопатым клювом, как в орла вдруг стреляет с земли участковый Гуляев, как, падая, орёл превращается в самого Ваньку… Вскрикнул и проснулся.

    Родители уже собрались и заспешили  к автобусу. Было начало шестого. Иван всё ещё колебался, но когда вышел на улицу, услышал, как через два двора , у Рудаевых,  взвыли гончие, заметив приготовления хозяина-охотника,  и парень решился.

   Оделся, перепоясался самодельным патронташем, в рюкзачок кинул пирожков с печёнкой и картошкой да бутылку молока. Чуть не забыл про ключи от правления – на месте. Отцепил от связки только нужный ключик от входной двери.

    Тёмной стороной улицы добрался до правления. Света в окне сторожки не было. Огляделся. Из-за поворота вынырнула машина, кинулся от света фар за куст сирени. Сердце гукало кузнечным молотом.

   С третьего раза попал в замочную скважину – дверь подалась. Наощупь поднялся на второй этаж. Толкнулся в сторожку. Заперто, что ли?!  Засветил спичку. Фух, просто крючок накинут! В комнате от светлеющего неба уже можно было различить очертания мебели. Сунул руку под диван – нету…

Глубже – нету… Ванька шарил обеими руками, но ружья не находил. Подсветил спичкой. Пу-у-сто!!!

    В изнеможении плюхнулся на диван и обо что-то больно ударился копчиком. Ружьё! Дед просто сунул его под одеяло. Ур-р-а! Разобрал «ижевку» повесил под фуфайку, ствол немного выглядывал. Авось пронесёт – никто не заметит. О том, как возвращать днём, не думалось.

   Очнулся уже за хутором.

 

                                                                                                   VI

     Оказавшись в степи, Иван немного успокоился, собрал ружьё, сначала смазав предварительно захваченной из дома промасленной тряпочкой. Дунул в ствол, с вожделением вложил желтобокий патрон, легко скользнувший в патронник. Лихо защёлкнул замок. Ну, держитесь, зайцы.

    Понимая, что без собаки и снега шансов поднять косого не так уж и много, решил выдвинуться к продолговатому леску Дубровке – урочище часто посещалось охотниками с гончими, поэтому велика была надежда на шумового зверя. Да и путь к Дубровке лежал по солончаку, заросшему частыми кочками пырея в пояс, и заяц там водился.

    Уже совсем рассвело, денёк обещал быть погожим. Далёкий выстрел заставил ускорить шаг. Началось!

- Не дай Бог, Лагутёнок отличится, а я опозорюсь, - подумал Ванятка.

Шумный взлёт прямо из-под ног чуть не заставил выронить ружьё. Ух ты, стрепет!

Редкая теперь птица. Задержался он что-то, ноябрь - пора бы улететь поюжнее, да и один почему-то. Больная, видать, птица, а как напугала. Ванька знал, что стрепеты, многочисленные некогда на Донской земле, теперь в Красной книге, как и дрофа-дудак.

    Отвлекли новые выстрелы, теперь уже в Дубровке. Охотник прибавил шаг, тем не менее не забывая об осторожности – попасться с чужим ружьём в планы не входило. Вот уже слышно, как ахают, идя по следу,  собаки. Ровно идут, Рудаева дядьки Митяя , наверное. Хорошие гончаки у него. Ванятка как-то даже щенка попросил, но угрюмый нелюдимый Рудай в ответ буркнул:

- Ишшо чяво?! Игрушка што ль табе – путёвую собаку губить? На шарчатах вон тренируйся, не дорос ишо.

   Обиделся тогда Ванька, но на собак по-прежнему заглядывался, подкармливал иногда через забор.

  Вот тут можно и затаиться – прогалинка хорошая в леску, неизъезженная дорога, да и ярок рядом,  для отступления пригодный. Голоса гончих в осеннем лесу, умножаемые эхом, сильны и звонки. Радуют и ухо, и душу охотничью. А когда ты молод и горяч, и в руках у тебя настоящее ружьё – каждый стон выжловки  и башур выжлеца отдаются томной дрожью.

   Заяц выскочил неожиданно и дёрнувшегося парня заметил. Но собаки были далековато, Ванятка присел в пырей, нервно но осторожно поднимая ружьё к плечу, и непуганый пока косой уселся метрах в сорока прямо на дороге, прядая ушами. Здоровый, сидячий – подарок! Ванька не верил своему счастью. Боясь, что заяц  долго рассиживать не будет, охотник наспех прицелился и спустил курок.

  Когда сильно о чём-то мечтаешь, сбывается мечта-то. Хоть и патрон снаряжался по наитию, и руки тряслись, а нашла счастливая дробина заячье тело, и забился, засучил ногами на клёклой ноябрьской земле лопоухий сын ковыльной донской степи. Спотыкаясь и путаясь в траве, кинулся Ванятка к трофею и совсем не заметил, что со стороны леса, тяжело ступая, к нему бежит другой охотник.

- Ах ты, ети его, ворюга! Я т-табе ухи пообрываю!

   Обернувшись, Иван узнал Рудаева. Подхватив ещё дрыгавшегося зайца за лапу, парень рванул к яру. Бежать было неудобно – в руках мешались оружие и добыча, но бросать ни то, ни другое Ванька не собирался. Оглядываясь, заметил, как выскочили из леска собаки, обиженно закрутились на дороге, потеряв след, увидел, что Рудаев, остановившись, машет рукой кому-то невидимому. Потом услышал звук автомобильного мотора, а через минуту обнаружил, что по его следу ползёт, переваливаясь на кочках, «ГАЗон» с будкой - «походкой», на котором работал брат Рудаева. До спасительных карьеров на краю хутора было с полкилометра относительно ровной степи и убранное, но не вспаханное ещё поле – от машины не уйти. Была не была – прыгнул в яр, густо заросший тернами. Одна отрожина оврага упиралась в посадку, по которой можно было незаметно сбежать. Но машина уже рядом. Двигатель заглушили. Ванятка, сжавшись в комок, сидел в кустах.

- Вылазь, курвёнок, повадились с под чужих собак стрелять. Я тибе вижу, вылазь, говорю! – донеслось сверху.

   Преследователей Иван видел. Судя по направлению лиц, они не знали, где беглец. Вжавшись в землю, стал ползком медленно пробираться  к теклине в самом низу оврага.

- Чей энто пащёнок, не угадал?

- Да чума их разберёт, нехай озоруют, сам не такой был?

    Выручили собаки. Прибежав следом за машиной, они сунулись в яр чуть выше, натекли на лисий след и яростно помкнули.

    Выругавшись, взрослые охотники погрузились в машину и уехали на перехват. Сразу Ванька вылезать не решился. Аккуратно, низко пригибаясь, через полчаса двинулся по яру в сторону хутора. Метров через двести выглянул из оврага и тут же присел от недалёкого выстрела. По степи двигалась группа охотников.

  Метрах в двадцати промчался поднятый ими заяц. Нет уж, хватит на сегодня потрясений! Пора и честь знать.

    До околицы добрался без приключений…

 

                                                                                                          VII

    Спрятался в саду, рассмотрел наконец добытого первого зайца.

- Ох и дорого же ты, брат, достался!

   Что дальше делать с трофеем и ружьём, не знал. Домой зайца не понесёшь, Трохиму тоже. Тут бы оружие незаметно вернуть. А как? Днём! В оживлённом месте…

   Мысли лихорадочно теснились в разгорячённой голове. К счастью от охоты примешивалась боязнь наказания. Напился «живой кровью»! Вдруг вспомнил, что от магазина к правлению вырыли канаву под водопровод. До магазина можно проползти по заросшему бурьяном и до сих пор не вспаханному огороду Васьки Локтева, а там уже рывком до двери.

   Обрадовался решению. Подумав, разделал зайца – совру дома, что у охотников выменял на что-нибудь. Отец проверять не станет, мать – тем более. А как не отведать своей зайчатинки?! Не на костре же опять жарить?

   Совсем успокоившись и придя в бодрое расположение духа, решил, что ещё не настрелялся. Вышел к лиману, тут уж каждая тайная тропка в камышах известна, тут уж меня не возмёшь. Побахал по воде, проверяя кучность. Перекусил пирожками с молоком. Достал из потайного кармана железную коробочку с двумя сигаретами «Космоса», повертел одну, помял, понюхал и смачно, как взрослый, закурил. Подумав,  зажевал зубком чеснока из той же коробки. Время шло к обеду. В это время людей на улице меньше шастает, и магазин на перерыве.

   План сработал…

 

    Вечером потянуло на первый мороз. Трохим ковылял на работу, ругаясь на забывчивость – «тютюн взяв, а сирники забув». Зато хоть морозным воздухом подышал. Старик поднялся в свою коморку – в нос вдруг явно ударило пороховой гарью. Трохим полапал диван. Ружьё на месте, как и было. Вынул из-под одеяла ижевку, переломил, понюхал ствол. Постоял в задумчивости и вдруг громко рассмеялся:

- Ось, басурманин! Ну, хай будэ так…

Ростовская область
8475
Голосовать

Лучшие комментарии по рейтингу

Станция Акчурла
10239
Переживал я за Ваньку как за себя...приходилось разок тоже ружье без спросу брать.
5
НОВОСИБИРСК
19720
Замечательно!
2
Ростовская область
8475
ДимААА, спасибо! "Сибирский охотник" сподвиг на сочиничельство, благодаря поддержке сайтовцев. Есть публикации в "Ох. просторах" и "ОиОХ"" сего года. А вообще-то всё здесь, в блогах.

Ещё раз спасибо всем! Учимся друг у друга...
2
Комментарии (25)
Станция Акчурла
10239
Переживал я за Ваньку как за себя...приходилось разок тоже ружье без спросу брать.
5
Новосибирск
1802
+5.
1
Новосибирск (родился в Болотнинском районе, деревня Хвощевая)
1916
Ох Камыч,угодил так угодил своим рассказом. Душа волнами по телу пошла,заплясала,закувыркалась. И первые свои походы в тринадцать лет с ружьём и другое хорошее и сладкое охотничье вспомнилось.
2
Казахстан, Актобе
23399
Вот рассказ, так рассказ!
1
Новосибирск
663
Ось, басурманин :)))) складно-ладно написано.
1
Башкирия город Сибай
6760
Читал с наслаждением, спасибо!
1
нсо
3286
У самого тоже что то похожее было, особенно с сигаретами, накуришься в лесу, а перед домом заедаешь, то черемухой, то уже когда через огород идешь, пером лука...прочитал вспомнилось, интересно.)
2
Новосибирск
24607
Спасибо тёзка!
1
Ростовская область
8475
Спасибо, братцы! Раньше-то и небо было выше, и трава зеленее :-)
1
Лисаковск
233
КАМыч, Хороший рассказ читал на одном дыхании..А ещё будет? :)
1
Чувашия г. Чебоксары
11793
КАМыч, Пора печататься! Пусть другие то же порадуются!
2
Н.С.О. Карасукский район
148
а мне отец тоже запрещал охотиться..даже был противником этого..но моя взяла
1
Ростовская область
8475
Друзья, от всей души благодарю за тёплые отзывы!!!

Hunter-KZ, продолжать не планировал, но может вдруг "приспичит" :-)

pensioner65, были в этом году уже первые попытки - удачно. Хотя понимаю, что уровень у меня любительский :-)

На сайте есть и более достойные.
0
Казахстан, Актобе
23399
КАМыч, а вот скромничать не надо)))
1
Луганск
449
СпасибоООООО! +++++!
1
Пермь
16378
Добрый сюжет, тонко подмечены струнки страсти настойчивого характера.
Верил в Ваньку, в его успех!
Спасибо прекрасный рассказ.
Буду ждать когда "навеет".)))
1
Новосибирск
8715
Спасибо, порадовали ......Извиняюсь за вопрос , рассказ авторский? Если да- Вам печататься надо, однозначно...
2
г.Барнаул
5183
Спасибо за продолжение! Порадовали )))
1
Ростовская область
8475
ДимААА, спасибо! "Сибирский охотник" сподвиг на сочиничельство, благодаря поддержке сайтовцев. Есть публикации в "Ох. просторах" и "ОиОХ"" сего года. А вообще-то всё здесь, в блогах.

Ещё раз спасибо всем! Учимся друг у друга...
2
НОВОСИБИРСК
19720
Замечательно!
2
новосибирск
1056
+ !
Спасибо! Читаешь и как будто сам на Ванькином месте.
1
новосибирск
1056
Юголь, свежими листьями крапивы тоже зажевывали, прокатывало :-))
0
Новосибирск
1211
Вот это рассказ! Как написано!
+++++
1
Томск
4485
Отлично написано! Обязательно продолжайте не останавливайтесь! 5+
1
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
КАМыч, профи, опять порадовал! Двадцатую я с удовольствием нажал. *
1

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх