Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Чучунаа

Помню, как в детстве отец рассказывал про загадочное существо - чучунаа.

Отец, в 1927 году, когда ему было 16 лет, по окончании советско-партийной школы,  был направлен в Булунский округ, на берег Ледовитого океана, организовывать первую школу. Приехав в местность Хара Уулаах, отец, заядлый охотник и рыбак, сразу сдружился с местными охотниками.  И они сразу предостерегли его ходить в горы одному:

- По горам и берегу реки один не ходи! Особенно будь осторожен в горах!

- Почему нельзя?

- Там живет страшный человек - чучунаа. Совсем волосатый, дикий однако. Очень большой, сильный как медведь. Не умеет  говорить,  только пронзительно свистит. Очень трудно его заметить, хорошо прячется. бегает шибко быстро - оленя догоняет . Вот слушай, однажды осенью я был на охоте в местности Таас Тумусах. Вдруг услышал рядом оглушительный и пронзительный свист. И увидел надвигающегося на меня дикого человека в оленьей шкуре с копьем. От неожиданности я бросился бежать. В те времена я бегал хорошо. Побежав немного, оглянулся, не отстал ли он от меня. В тот же момент еле увернулся от удара копья. В ответ же ударил ножом. Я понял, что задел его. Дикарь пошатнулся и рванулся назад. Только тогда я заметил, как он быстро бежит. Невозможно было брать его на прицел, так быстро он бежал. Через некоторое время он скрылся за каменным утесом. Постояв, взяв винтовку наготове, пошел за ним. Свист чучуны не заставил долго ждать. Сверху полетели стрелы от лука. Спрятавшись за камнями, приметил наверху его лицо и выстрелил. Дикарь пропал. Подумав, что их могло быть двое, обошел это место и подкрался сзади. И увидел вот что; за камнями лежал смертельно раненый в голову дикарь. Лицо у него длинное, спина короткая, руки и ноги длинные, волосы длинные, белые. Одет был в оленью шкуру. Видимо, с дикого оленя целиком сдирал шкуру, как мы сдираем шкуру с песца. И эту шкуру натянул на себя. На поясе у него было типа ремня, болталась какая-то трубка, наверное, свисток. Рядом валялись кости. Ел мясо в сыром виде. Я долго не мог смотреть на него. Стало не по себе от вида извивающегося в предсмертной судороге дикаря, и я поспешил уходить.

         Отец, как истинный атеист и комсомолец, не поверил в это. И напрасно - находясь на охоте он не раз слышал оглушительный свист. Временами чувствовал на себе чей то сверлящий взгляд.

         В 1977 году мой дядя, Иван Иванович Барашков,  косвенно подтвердил рассказ моего отца:  "Всякие предания и рассказы о чучунаа я слышал с детства. В те годы говорили, что его встречали пастухи-оленеводы на Верхоянском хребте и на нижней Лене. Очень много об этом слышал в сороковом и сорок шестом годах, когда работал в Ленской историко-археологической экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР.

Тогда записал рассказ Винокурова Ивана, председателя Арыкского поссовета Булунского района, эвенка по национальности. Его отец еще в царское время в устье реки Оленек по возвращении с охоты в сумерках встретился с чучунаа - человеком-гигантом, одетым в оленью шкуру. Чучунаа громко свистнул, отец выстрелил, и тот упал лицом вниз. Когда отец раздел его, тело чучунаа оказалось густо-волосатым. Он надевал оленью шкуру очень плотно на себя. Такое бывает, когда делают чучело. Голова у чучунаа продолговатая. Нижняя челюсть выдается вперед".

         В этом году, находясь  в Верхоянских  горах у оленеводов, я снова услышал про диких людей.  По рассказам оленеводов выходило, что до войны в Верхоянских горах бродил дикий человек - чучунаа. Ростом был больше двух метров, одевался в оленьи шкуры и питался сырым мясом. Жил чучунаа высоко в горах, в пещерах. Зимой он обычно спал, а летом на рассвете или поздно вечером его часто встречали оленеводы и охотники.  Завидев человека, чучунаа, как правило, убегал, но иногда свистел, после чего вступал в бой.

Бывало, чучунаа подходил к жилищу человека. И если в этот момент там не оказывалось мужчин, он мог ворваться и силой увести с собой женщину или ребенка. Женщину он делал своей женой, а ребенка находили спустя два-три года, одичавшего, потерявшего речь и рассудок... Последних чучунаа видели в 50-х годах, в настоящее время их оленеводы не видели. Но редко на снегу видели странные следы. 

         Так существовали ли на самом деле эти загадочные существа и что они представляют собой?   Как то поздно вечером жаркий спор на эту тему разгорелся не на шутку. Бригадир Спиридон утверждал,  что в  чучунаа  превращались  чукчи, которых по тем или иным причинам изгнали из племени. Я раззадориваю Спиридона: Чучунаа  у чукчей зовется тэрыкы - оборотень, обросший волосами. Причем это вовсе не мифическое существо, а реально существовавшие в давние времена люди. У Юрия Рытхэу есть такой рассказ.

Суровые условия жизни в приполярных районах порождали и суровые обычаи, поверья, а главное, правила этой жизни. Человека, оказавшегося в воде в море, чукчи-охотники не имели права поднимать в лодку, ибо, по поверью, пострадавшего призывают к себе духи моря. Не имели права охотники подбирать унесенного на льдине собрата. По поверью, унесенный в море человек превращался в оборотня, который начинал мстить людям за то, что сам когда-то был человеком. Такие оборотни – тэрыкы – бродят вокруг стойбища, подкарауливают одиноких путников и убивают. Могут украсть женщин.

         Молодой оленевод Троша с пеной у рта доказывает - это потомки выживших неандертальцев. С ним не соглашается Семен. По его мнению, чучунаа представляет собой род  первобытных людей , который каким то образом дожил до наших дней. Об этом свидетельствуют те факты, что чучунаа не пользуется огнем. Вдруг за тонкими брезентовыми стенами палатки слышится чей то топот. Чумработница Мария пугливо жмется к спине мужа: Говорят, чучунаа по ночам подкрадывается к палатке в надежде украсть женщину...

         На мгновение  все замираем, поневоле вслушиваемся...  и услышав звон ботала, взрываемся истошным хохотом.

Якутск
8958
Голосовать
Комментарии (15)
Ростовская область
8475
Фиг его знает, как к подобным легендам относиться? Вроде и материалист я, но ведь у всех почти народов есть похожие сказания. Случайно ли? Не думаю. Просто мы ещё не всё знаем. +
1
Казахстан, Актобе
23309
Сахатый, история ЯкутИи не полностью ныне повествуется, к сожалению
-2
Улан-Удэ
2
Беда с такими,особенно на охоте.Я их называю чертогонами.Как правило,они очень набожные люди.В любом зимовье или местности-начинают искать чертей,духов,особенно в подпитии.Дело прошлое,один мой знакомый жестко подшутил над ними.Поднялся на гору ночью и начал выть страшным голосом и плакать по-детски в сторону распадка,занятого ,,конкурентами,,.Через некоторое время те собрались и уехали!
0
Новосибирск
24529
Кто знает, кто щнает.... Якутия- это"страна" невиданых чудес!
0
ЯНАО
8013
у каждого народа свой Йети, а верить или нет это как в бога, выбор каждого.
0
Пермь
16288
Не знаю, как к такому относиться. Не важно, большой или маленький, в тундре или в лесном зимовье, отстрелянный из карабина или попавший в капкан. Ясно одно напуганный человек стремиться уничтожить то что ему мешает, не пытаясь понять. Инстинкт самосохранения оказывается сильнее.
0
Якутск
8958
из рассказов местных жителей Верхоятских гор выходит, что до войны народ чучунаа встречали в горах часто.
Вот типичный рассказ, записанный исследователямми в южном Верхоянье на реке Хобойотгу в одной из оленеводческих бригад со слов Татьяны Ильиничны Захаровой, 55 лет, по национальности эвенки, проживающей в поселке Суордах Верхоянского района:
"После революции в 20-х годах жители нашего села встретили чучунаа, когда однажды собирали ягоды. Он тоже рвал ягоды и обеими руками засовывал их себе в рот, а когда увидел людей, встал во весь рост.
Он был очень высок и худ. Говорят, больше двух метров. Очень длинные руки свисали ниже колен. Одет был в оленью шкуру, босой. На голове длинные лохматые волосы. Лицо большое, как у человека, но темней. Лоб был маленький и выдавался над глазами как козырек. Подбородок был большой, широкий, больше, чем у человека. А так очень похож на человека, только намного выше ростом. Через секунду он побежал. Бежал очень быстро, высоко подпрыгивая после каждого третьего шага..."
В поселке Хаысардах Верхоянского района жительницы Горохова Елену Афанасьевну в начале 20-х годов сама видела чучунаа. Вот ее рассказ:
"Вскоре после революции, году в двадцать первом, мы косили сено в долине речки Ниэм (приток Яны). Где-то в середине дня я варила обед на поляне недалеко от речки.
Мужчины в это время косили сено, и я услышала треск в кустах, и на поляну вышел необычный человек огромного роста, на три головы выше наших мужчин. У него были длинные растрепанные черные волосы. На теле и ногах плотно сидела оленья шкура. Лицо было очень темное. Я не разобрала, какое оно у него. Он сильно сутулился, руки были очень длинные, до колен, и тоже мохнатые, в шерсти. Человек быстро пересек поляну, даже не посмотрев в мою сторону, наверное, не видел меня. Я испугалась, потому что не знала, кто это. Вечером, когда все собрались, мне сказали, что это был чучунаа".
0
новосибирск
1056
Промежуточная, тупиковая веточка на большом дереве очеловечивания приматов.
И природу изгадим и этих уничтожим. Печально.
+ за рассказ!
0
Улан-Удэ
2
Какие нибудь беглые каторжники и другие бедолаги.Чертей и прочую муйню видят психи,фантазеры ,наркоманы и алкаши.
1
ЯНАО
8013
Борявый!!!, в продолжении к коменту, из х/ф "Ты суслика видишь, нет, и я не вижу, а он Есть"
1
Томск
710
Пересечение времени
0
DVY
Новосибирск
112
Как то пил спирт с местными, в Аллаиховском районе Якутии. Капец, чего мы только не видели ночью!!!
0
Якутск
8958
Не надо спаивать детей природы(((
Коренные жители Севера спиваются в течение месяца после того как первый раз попробовали алкоголь(((
0
Улан-Удэ
2
Да ну на.Неужели за 300 лет не научились пить?
0
DVY
Новосибирск
112
сахатый, коренные жители севера квасят и без нас. Дети природы :)
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх