Правоотношения в сфере охотничьего хозяйства.

Осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в соответствии статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации отнесено к использованию лесов.

Охотничье хозяйство, как вид использования лесов (охотничье услуги на платной основе) в различных категориях земель имеет различные правоотношения.  

Почему на землях, потому что в силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса располагаются на землях, а лесной участок является земельным участком (ст. 7 ЛК РФ).

В соответствии статьи 7 Земельного кодекса в Российской Федерации установлено семь категорий земель.

Лесной кодекс устанавливает правоотношения на четырёх категориях земли, это;

 – леса на землях лесного фонда

и леса на землях иных категорий, в соответствии с частью 3 статьи 23 ЛК РФ это;

- леса на землях обороны и безопасности,

- леса на землях населенных пунктов,

- леса на землях особо охраняемых природных территорий.

На оставшиеся категории земель правоотношения в сфере охотничьего хозяйства установлены главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и другими федеральными законами.

Рассмотрим общий порядок владения, пользования, распоряжения, осуществление надзора за использованием лесных участков в лесах на четырёх категориях земли, регламентируемых Лесным кодексом Российской Федерации.

- Леса на землях лесного фонда.

В лесах на землях лесного фонда, полномочия по осуществлению пользования, распоряжения и надзора за лесными участками, Российская Федерация передала в государственные исполнительные органы власти субъекта (ст. 83 ЛК РФ).

Право владения оставлено за Российской Федерацией. Контроль по исполнению за переданными полномочиями субъектам, оставлен за Российской Федерацией.

Если леса на землях лесного фонда оформлены в собственность субъекта, то субъект владеет, пользуется, распоряжается такими лесными участками (п. 1 ст. 82 ЛК РФ), надзор закреплён за полномочными органами Российской Федерацией.

Порядок оформления вида использования лесов в сфере охотничьего хозяйства установлен ст.ст. 71-74 Лесного кодекса РФ и является полномочиями субъекта. 

- Леса на землях обороны, безопасности.

На данной категории земель не запрещено осуществлять  деятельность в сфере охотничьего хозяйства, но закрытость Минобороны России не всегда может удовлетворить любопытство охотников. Рассмотрим общие нормативные акты.

В соответствии абзаца 71, пункта 7, Указа Президента РФ № 1082 от 16.08.2004 полномочия собственника осуществляет за переданными лесами и природными ресурсами, Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны).   

На основании пункта 8 выше упомянутого акта от 16.08.2004 № 1082 Минобороны имеет право на издание правового акта по порядку использования имущества (природного ресурса), то есть установить свои Правила охоты.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 г № 176 установлен порядок передачи Минобороны земли в аренду для лесохозяйственного и  иного использования.

Надзор за использованием лесов на землях обороны, безопасности с 2011 года возложен на Рослесхоз (постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 736).

Но надзор за правилами охоты, полномочия в сфере охотничьего хозяйства (ст. 8.37 КоАП РФ) законодателем Рослесхозу не переданы. На Рослесхоз не возложены полномочия имущественного характера, то есть выступать от имени собственника.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации сумму ущерба при выявленном нарушении рассчитывает собственник – Минобороны.

Расчёт ущерба, составленный Рослесхозом при рассмотрении дел в суде, может быть признан не правомочным  (не легитимен), в сравнении с расчётом представленным собственником (представителем собственника).

Предоставление земли, в лесах на землях обороны, безопасности в аренду для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства, возложено на Департамент имущественных отношений Минобороны России (далее – ДИО Минобороны России).

Основание; постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 и Положение о ДИО Минобороны России, утвержденное приказом Министра от 30.04.09г № 335.

ДИО Минобороны России осуществляет передачу земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду, заинтересованным лицам, в том числе для деятельности охотничьих хозяйств.

В Положениях о лесничествах Минобороны контроль прописан, но нет федерального акта закрепляющего надзорные функции за должностными лицами.

Если леса на землях обороны, безопасности входят в территорию закрытого автономного территориального образования (далее – ЗАТО), то возникает нюанс из пункта 2, Закона № 3297-1 от 14.07.1992г где, вся территория ЗАТО, имеет статус городского округа. Не важно, населенный пункт является посёлком или городом, статус для территории ЗАТО –  городской округ. Граница городского округа, это не граница жилой зоны, а граница территории ЗАТО, освоение которой, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (от 29.12.2004 №190-ФЗ).

При этом вступает в силу Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Права городского округа содержаться в ст.ст. 5; 16; 16.1; 17, вопросы организации деятельности, по аналогии с лесами на землях населенных пунктов.

- Леса на землях населенных пунктов.

Леса на землях населенных пунктов как объект правовых отношений возникает в соответствии ст.ст. 18, 23, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В зеленый фонд населенного пункта могут входить – зеленые насаждения, городские леса, леса лесного фонда, элементы озеленения (приказ № 153 от 15.12.99 Госкомитет РФ по строительству и ЖКК).

В случаях указанных п. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке планируемой документации учитывают земельный, лесной и иные законы, но Градостроительный кодекс РФ первоочередной.

Выделяемый земельный участок под охотничью базу должен соответствовать установленной зоне территориального планирования и виду разрешенного использования, которые установлены Правилами землепользования и застройки, городского округа.

Нет утвержденных Правил землепользования и застройки, Генерального плана, нет зон территориального планирования, значит, не установлен правовой статус лесов в границах населенного пункта. Другими словами, наличие деревьев на земельном участке не означает, что это лес.

В силу абз. 38 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ орган местного самоуправления городского округа вправе создать муниципальную службу лесного контроля, но в качестве самостоятельного вопроса это не предусмотрено.

Полномочия закреплены статьёй 84 ЛК РФ. Орган местного самоуправления (далее - ОМС) наделен владеть, пользоваться, распоряжаться осуществлять контроль за лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Вопросы владения, пользования, распоряжения не вызывают трудностей.

Более того в соответствии п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 и ст. 10 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 распоряжение земельными (лесными) участками государственная собственность, на которые не разграничена, осуществляется, в том числе и органом местного самоуправления.

Отсутствие регистрации права не является препятствием для распоряжения. Не оформили право собственности, ОМС вправе распорядиться любым участком.

С вопросом лесного надзора, сложнее. Надзорный орган не имеет права осуществлять другую деятельность (п. 10 ст. 1 ЛК РФ).

Вопрос; кто исполнит надзор за лесами на землях городского округа?

Контроль лесов на землях городского округа, может осуществляться в порядке общего контроля, за решениями ОМС представительным органом (Дума) муниципального образования (п. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона 131-ФЗ).

Будут ли депутаты заниматься надзорной деятельностью? Смешно.

Вывод, в лесах на землях населённых пунктов, лесной надзор - виртуальный.

- Леса на землях особо охраняемых природных территорий.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) установлены статьёй 2 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. Для планирования деятельности в сфере охотничьего хозяйства требуется знать, кем создано ООПТ федеральными, региональными или местными властями.

ООПТ разбивается на функциональные зоны, режим охраны которых различен.

Пример. Согласно, абзаца е), пункта 2 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ в национальном парке запрещена только промысловая охота.

В целом ООПТ любого статуса направлено на сохранение природных ресурсов.

Надзор за исполнением ограничений, запретов осуществляют должностные лица того органа власти, кто установил режим охраны (федеральный, региональный, местный). Соответственно разрешение на осуществление деятельности в том числе и охоты, в полномочиях того органа кто установил режим охраны.

Не может должностное лицо ООПТ федерального значения проводить надзорные мероприятия в ООПТ местного значения, и на оборот.

Без общего понимания правовых отношений, отсутствие знаний о разных категориях земли, решение возникающих проблем при организации в сфере охотничьего хозяйства затруднительно.

Основную часть общества охотников из правоотношений интересует два вопроса; - где купить путёвку? - кто меня может проверить в лесу?

После изучения общих понятий, появляется возможность перехода к обсуждению более конкретных, детальных случаев организации охотничьего хозяйства и обсуждению нормативно правовых актов прямого (технического) действия в зависимости от категории земли и режимов охраны.

Благодарю за прочтение.   

голосов: 4
просмотров: 845
khonim, 3 января 2016
3598, Пермь

Комментарии (13)

5122
Казахстан, Актобе
3 января 2016, 17:54
#
+0 0
Вникнуть в суть надобно бы охотникам. Для себя.
3598
Пермь
3 января 2016, 20:48
#
+0 0
Пытался повествовать проще.
Понимаю что кто то и про разные категории земель прочтут впервые. Мы все разные.
По этому чем больше статей тем больше узнаем друг от друга что то новое.
2374
с.Павловск, Павловского района, Алтайского края
3 января 2016, 23:33
#
+0 0
khonim, "Основную часть общества охотников из правоотношений интересует два вопроса; - где купить путёвку? - кто меня может проверить в лесу?"- Вы в этом уверены?
Поднятая Вами тема беспокоит исключительно ОХОТПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. А что касаемо охотников, так: Большинство знает ГДЕ купить, и этому же большинству поровну КТО проверит, потому как БОЛЬШИНСТВО охотников- законопослушные граждане, и им не за чем качать "качели" с проверяющими инстанциями, пусть это даже будет простой управляющий в ЗОУ...
Вы лучше бы статью о ЦЕНООБРАЗОВАНИИ отписали... Вот что волнует большинство охотников на каждом собрании совета или правления охотколлективов!!!
5122
Казахстан, Актобе
3 января 2016, 23:52
#
+0 0
Liss, одно другому не мешает.
Волнующий вопрос ценоообразования, по большому счету и проистекает из темы, и не только исключительно для охотпользователей, поскольку охотпользователи и формируют ценообразование, которое трогает законопослушных граждан.
Вот такой круг взаимоотношений, в котором "крутятся"- надзорные органы от государства, охотпользователи и охотники.
Выбрать сектора "тильки для себи"; не выход - вот о чем Леонид и говорит.
3598
Пермь
3 января 2016, 23:57
#
+0 0
Liss, Да статья об охоте как предпринимательской деятельности. И вопрос не так уж изучен. Вопрос аренды отработан в лесах на землях лесного фонда. Хотя и здесь вопросы есть. Например о разрешении на отлов певчих птиц.
Что касается Минобороны, лица желающие организовать охоты в таких угодьях не имеют элементарных сведении.
А в администрациях ЗАТО, что касается охоты как деятельности консультацию Вам ни кто не даст? Не верите попробуйте.
Что касается ценообразования, если в целом по Округу или Стране то это работа целого отдела НИИ на пару недель или месяц с условием что стат отчетность будет у вас под рукой.
А если отдельно взятого правления. Зная статью Закона (права потребителя) запросите официально калькуляцию из чего сложилась цена. Если их уровень знаний не позволит вам получить ответ (отписка), запросите через прокуратуру.
И вы получите ответ на ценообразование.
Спасибо за тему о ценообразовании, обязательно буду иметь в виду.
2374
с.Павловск, Павловского района, Алтайского края
4 января 2016, 0:03
#
+1 0
Кандагач, Я не верю Вам, что Вы такой наивный, и считаете, что если создадут благоприятные условия для охотпользователя (а для них и так до хрена чего создано), то цены сразу рухнут! Чушь собачья и детский лепет. Ни кто из охотпользователей не приходит в угодья для того, чтобы охотнику было ХОРОШО! Люди приходят зарабатывать! Вы тут еще про народных избранников задвиньте, как они о нас смертных заботятся....
В догонку сообщу, что знаю минимум два хозяйства, где все копыто "выкупает" сам охотпользователь. как думаете, для чего??? Не ломайте голову- для того чтоб в угодьях небыло "кого попало", т.е. нас с вами, а были лишь представитель тугих карманов... но это, так, к слову.. и к данной теме отношение имеет слабое...
2374
с.Павловск, Павловского района, Алтайского края
4 января 2016, 0:09
#
+2 0
khonim, "А если отдельно взятого правления. Зная статью Закона (права потребителя) запросите официально калькуляцию из чего сложилась цена. Если их уровень знаний не позволит вам получить ответ (отписка), запросите через прокуратуру."-
Да вы как с луны свалились... Думаете я этого не делал? Делал и не раз. А прокуратуре вообще поровну, что Вы по этому вопросу думаете! Я сам лично ходил по судам, а не только писал, поэтому мне лично Вы такую ахинею не пишите! И если Вы думаете, что ЗАКОН что-то да значит, то Вы глубоко ошибаетесь, по одной простой причине: решения принимаются не на основании ЗАКОНА, а по внутреннему убеждению!!!!
3598
Пермь
4 января 2016, 0:11
#
+0 0
Кандагач, Вопрос ценообразования волнует конечно больше и всех без исключения в этом я соглашусь. Но узнать ценообразование в одном правлении это элементарно воспользоваться своим правом. Являясь охотником в охот обществе это взаимоотношения покупателя и продавца. Всё регламентировано Законом "О защите прав потребителя" даже право на бесплатную консультацию № 324-ФЗ от 21.11.11.
Просто не любим читать, так я и предлагаю найти точку интереса для дискуссии Спасибо за понимание.
3598
Пермь
4 января 2016, 0:23
#
+1 1
Liss, Вы подняли вопрос о ценообразовании, предложил как законодатель установил вам он показался плохим, бывает. Наверное для Вас это очень "больная тема".
Выходящее за рамки законодательства не предлагаю.
Охочусь в разных не только Обществах но и субъектах. Цену ни где не прячут. Вопрос распределения да не простой. Но к цене не имеет значения.
Что касается внутреннего убеждения, он всегда исходит из рамок дозволенного и может быть обжаловано. А если судья нарушает что то (сроки рассмотрения), то вы и его действие (бездействие) можете обжаловать. И его привлекут к ответственности, в зависимости от степени вины вплоть до освобождения с должности.
5122
Казахстан, Актобе
4 января 2016, 21:01
#
+0 0
Liss, ничего подобного про условия я не говорил. Будучи сам охопользователем в прошлом, со всей уверенностью скажу свое мнение- охотничье хозяйство при бонитете _____ планово убыточно.
Без вливаний из кармана не обойдешься, либо общественные взносы, как в старые добрые времена.
К теме, поднятой Леонидом, отношение имеет все- от листочка до обитателя.
Мировой стандарт охотничьих отношений пришел с принятием новых законов.
сообщение отредактировано 4 января 2016, 21:04
2374
с.Павловск, Павловского района, Алтайского края
5 января 2016, 20:02
#
+0 0
Кандагач, Саша, а знаешь почему оно убыточно? Все просто! Вы (охотпользователи) пытаетесь в одну руку взять и сиську и письку, а так не бывает! Для чего Вам (им) по 200-400 тысяч га охотугодий? На что вы (они) надеетесь, когда хапаете такой кусок земли, который развить ни какими деньгами не возможно! Хочется заработать, приумножить и улучшить- возьмите 10, 15, 25, ну хрен с ним 70тыс. га и улучшаете, облагораживайте, разводите и приумножайте во славу Божию! Такую территорию поднять можно и должно! Так нет же, вы глотки друг другу перегрызете за "неосвоенные" га! Вы все киваете на запад, вот и обратите свои взоры на венгров, итальянцев и прочих буржуинов. Для начала займитесь хотя бы парковым разведением... Но главное не хапайте столько, что руки рвутся....
5122
Казахстан, Актобе
5 января 2016, 20:35
#
+1 0
Liss, - " Остапа понесло..."
2374
с.Павловск, Павловского района, Алтайского края
6 января 2016, 8:15
#
+0 0
Кандагач, :-) ага, есть Маленько))) Все, завязываю, тем более мы с Леней в личке объяснились...
сообщение отредактировано 6 января 2016, 8:16

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх