Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Охота на утку (по Сабанееву)

 

Круговая утка
Охота с круговой уткой
Стрельба уток из шалаша на манок
Охота на уток и гусей с собакой
Стрельба уток на перелетах


Круговая утка

Круговая утка получила название круговой от круга, на который ее сажают во время охоты; криковой же или кликовой она называется потому, что на охоте кричит или кличет, подзывая к себе селезней. Отечеством и рассадником круговых уток считается Тула, почему лучшие криковые утки называются тульскими. Но всего более распространена эта охота, даже в виде промысла, в Пензенской губернии, на Суре и Мокше. Пензенские круговые утки еще лучше тульских и ценятся здесь очень дорого.
Величиной круговая утка не менее кряковой, имеет одинаковое с ней оперение и произошла, вероятно, от помеси кряковой утки с домашней.
Приучение круговой утки производится так: когда утенок подрастет. и вполне оперится, его стараются сделать как можно более ручным; для этой цеди его часто берут в руки, оглаживают, кормят из рук и т. д.. Затем приучают его к ногавке, которая делается очень просто: берут небольшой кусочек кожи и просверливают в оба края этой кожи по три дырочки: в верхнюю дырочку продевают шнурок, потом надевают ногавку на ногу утке и шнуруют крестообразно. Когда утка перестанет теребить носом ногавку, перестанет стараться сдергивать ее, одним словом — привыкнет к ней, тогда к ногавке привязывают бечевку и сажают, утку на какую-нибудь лужу или на берег пруда, чтобы она привыкла к привязи, не тянулась и не вихляла себе ногу. После этого утку приучают садиться на кружок, употребляемый при этой охоте, и, наконец, когда она я этому выучится, ее обстреливают, чтобы она не пугалась выстрелов (сначала пистонами, потом холостыми зарядами) и берут на охоту. Перед охотой, за неделю или за две, утку необходимо выдержать в темноте, потому что она гораздо яровитее кричит, увидя свет после продолжительной темноты. Для выдержки уток в темноте, а кстати и для удобнейшей доставки их на место охоты, всего лучше запастись пещерам, т. е. плотным луком с крышкой, сделанным из лыка. В такое лукошко свободно можно поместить двух уток. Лукошко может быть заменено плотной корзиной с крышкой.
Хорошая утка должна кричать почти без умолку, смотреть по верхам и усиливать свой крик при виде какой-либо птицы, а при приближении селезня должна вытягиваться, плавать и бить по воде крыльями. Чем старее и опытнее утка, тем лучше она для охоты.
Снаряд, употребляемый при этой охоте, весьма несложен, и каждый может легко устроить его сам. Он состоит из кола, вбиваемого в дно пруда или озера, короче, в то место, где желают посадить утку во время охоты. На кол надевают кольцо, сделанное из толстой бересты, так как береста не тонет, а всплывает на поверхность воды; в него вставляется свернутая из гвоздя вертушка, к которой привязывается бечевка аршина в три длиной; вертушка вставляется для того, чтобы мешать бечевке закручиваться. С этой целью последнюю промасливают или еще лучше выдерживают сутки в разбавленном наполовину в масле картинном лаке и затем просушивают. Прилаженное таким образом кольцо надевается на кол и вращается на нем совершенно свободно; в противном случае, т. е. если кольцо будет вертеться туго, утка, привязанная за ногавку к бечеве, начнет завертывать бечеву вокруг кола и, вследствие этого стесненная в движениях, не будет в состоянии свободно плавать и прибьется к самому колу.
Потом берут деревянный вершков пять в диаметре, круг с просверленным посередине небольшим отверстием, которым он
и надевается на верхний конец кола, выходящий на поверхность
воды. Внизу круг запирается Железным прутиком: для этой цели кол под кружком просверлен насквозь, а в нижней части самого кружка, по обе стороны отверстия, ввернуто по одной петельке, какие обыкновенно употребляются для дверных крючков. Пристроенный таким образом кружок не может свернуться и, надетый поверх берестяного кольца, мешает и последнему сняться с кола. Он служит для того, чтобы утка, взобравшись на него, могла отдыхать, когда ей надоест плавать по холодной воде. Без кружка же утка кричит плохо, потому что тянет себе ногу, стараясь выбраться на берег. 


Охота с круговой уткой

Ставится шалаш в начале весны, еще до прилета, чтобы птица скорее к нему присмотрелась и вовсе его не боялась. Место выбирается на берегу закраины озера или болота, или какого-либо весеннего разлива, который должен быть неглубок и тих, чтобы охотник мог без особого труда достать убитую дичь длинной хворостиной, или в больших сапогах,— и чтобы ее не уносило течением Шалаш устраивается (заблаговременно) так: на избранном, по возможности сухом месте, около какого-нибудь прикрытия — куста, дерева — втыкаются крестообразно четыре или шесть хворостин и верхушки их связываются мочалами; внутри этого остова шалаша, на аршин от земли, привязывается к хворостинам обруч: он служит распоркой остову и для прицела, вместо сошки; затем остов обтыкают со всех сторон еловым лапником. Для того чтобы в шалашах не продувало, внутри его помещают стоймя пучки соломы, оставляя между ними небольшие отверстия для стрельбы. Для удобства сиденья необходимо брать с собой в шалаш войлок, пропитанный жиром, или коврик. Некоторые делают шалаши из тростника, но такой шалаш неудобен тем, что очень шуршит и часто отпугивает птицу. Обыкновенно ружье заранее просовывается в приготовленное отверстие.
Круговая утка сажается на воде, шагов за 15—20 от шалаша. Кол с кружком втыкают таким образом, чтобы кружок находился на поверхности воды. Хорошая круговая утка, высаженная на воду, начинает не-медленно^ кричать, и если поблизости есть селезень (кряковый преимущественно), то он немедленно летит на ее зов и, сделав круг/; с шипением садится на воду, в более или менее значительном отдалении от утки; затем, оглядевшись, подплывает к ней. Большей частью селезни подлетают к утке поодиночке, и если можно не подбирать немедленно убитых, то охотник, не выходя из шалаша, может при хорошем лете, который чаще всего бывает в конце апреля, убить несколько пар, даже десяток селезней и более.
Охотятся с круговой уткой преимущественно ранним утром, иногда также под вечер, вообще зорями, — в течение всего апреля месяца. В середине мая селезни, за исключением северных местностей, перестают идти на утку. Никогда не следует стрелять селезня, слишком близко подплывшего к круговой утке, так как тогда можно убить ее. При стрельбе уток на воде, т. е. сидячих, надо руководствоваться следующими правилами: если селезень сидит в 20—30 шагах, скрывают дулом все туловище птицы, держа цель у основания шеи. На 50—60 шагов закрывают дулом и самую шею. Если утка плывет от стрелка — целят в голову; если поперек — надо метить в нос. Утку, бегущую по воде в угон, выцеливают, закрывая дулом голову; если она бежит поперек — метятся несколько вперед носа.
 

Стрельба уток из шалаша на манок

За неимением круговой утки, охотятся из шалаша, подманивая уток, т. е. подражая их крику. На манок идут кряквы, серухи, шилохвости, широконоски и чирки; свиязей и нырковых уток можно бить только случайно. Каждая из вышепоименованных уток идет только на крик себе подобной. Самое низкое кряканье у кряквы; оно состоит из трех протяжных покрякиваний, большей частью следующих одно за другим с небольшими интервалами; самый высокий тон имеет кряканье чирка-коростелька.
Для того чтобы подманиваемые утки садились на воду, поблизости шалаша, необходимы чучела. Настоящие перяные чучела, впрочем, мало пригодны по своей непрочности, так же как в чучела из папье-маше, продаваемые в ружейных магазинах. Всего целесообразнее деревянные, которые могут быть сделаны каждым столяром из двух скрепляемых на винтах частей: туловища и шеи с головой. Для устойчивости туловище внизу плоско срезывается, а, кроме того, иногда здесь делается более или менее значительное углубление. Чучела эти, чтобы их не относило ветром, привязываются (в 5—10 саженях от шалаша) на бечевках к колышкам, камышу или другим предметам.
На озерах, больших прудах и болотистых речках, за неимением шалаша, можно довольно успешно охотиться с лодки, укрывая ее в густом (еще прошлогоднем) камыше, тростнике или в прибрежных кустах. Большей частью приходится, однако, маскировать лодку снопами камыша или тростника, которые привязываются с боков и на носу.
Стрелять уток на манок всего лучше по зорям, когда они летают, разыскивая корм и (селезни) самок. Заслышав кряканье летящей утки, надо немедленно манить ее — шагов за 300—500. Делают два-три отрывистых позыва и ждут последствий. Манить на близком расстоянии могут только очень немногие, так как, слыша фальшивые звуки, утки летят, не останавливаясь, далее. При удачном подражании утки, видя притом расставленные чучела, даже сворачивают, если летели стороной, а не на шалаш, но обыкновенно садятся на воду, несколько покружившись в воздухе, на более или менее значительном расстоянии от чучел, к которым затем подплывают. Убитых, если только их не уносит ветром или течением, лучше не подбирать, так как вновь прилетающие утки их не боятся.
 

Охота на уток и гусей с собакой

Отправляясь на охоту, охотник, кроме ружья, берет 'с собой собаку — простую дворняжку, но такую, которая бы, завидев птицу, не гоняла ее, — и запас черного хлеба. Как только он увидит на какой-нибудь луже или речке уток, тотчас же ложится на землю, стараясь, чтобы утки его не заметили, вынимает кусок хлеба и маленькими кусочками начинает разбрасывать по сторонам. Собака, ожидая подачки, зорко следит за движениями хозяина, и лишь только кусок летит из рук последнего, стремглав кидается за ним и съедает; следующий кусочек охотник бросает в противоположную сторону, она опять за ним и съедает как первый — и т. д. Между тем утки, увидав собаку, подплывают все ближе и ближе, не сводя глаз с нее, а охотник, если есть какие-нибудь закрытия вроде кочек или кустов, в свою очередь подползает к ним все ближе и ближе, не переставая бросать кусочки хлеба, и, подползши к уткам на выстрел, выжидает удобного момента, т. е. когда утки сгруппируются в кучу, и делает выстрел, жертвой которого бывает обыкновенно не одна утка; бывают выстрелы, после которых собирают до 20 штук. Замечательно, что гуси с еще большим азартом плывут на собаку и случается, что подплывают вплотную к охотнику,, шагов на 10—20. Охота этим способом, если собака достает из воды убитых, очень добычлива.
 

Стрельба уток на перелетах

С конца, иногда с половины июля и до самого отлета, утки с озер и больших прудов, служащих им дневным притоном, по вечерам летают кормиться на соседние хлебные поля и на свои места возвращаются только утром. Этой привычкой уток охотники пользуются для стрельбы их на перелетах, или, как многие выражаются, на тяге Для этого, заметив направление ежедневного вечернего полета утиных стай, а если приходится охотиться, не наблюдая раньше местности, то, выбрав место по направлению засеянных хлебами полей (в особенности гороха и гречи), охотник за полчаса до заката становится на берегу озера или даже на самом озере, на какой-нибудь островок, тщательно спрятавшись в камыше, кусте, осоке, а при недостатке высокой растительности отгородившись нарезанными ветвями, лицом к воде и на запад. Главное — стоять смирно, не шевелясь и не оборачиваясь, слушая и смотря в оба, и только тогда делать поворот и вскидывать ружье, когда стая приблизится в, меру.
Тотчас после заката солнца начинается утиный лет: сперва небольшими стайками пускаются в путь чирки. Затем следуют шилохвостки и другие, а напоследок кряквы. Начало тяги и вообще лёт зависят от ветра и предстоящей погоды. В лунные ночи утки , летят очень поздно и притом низко, в холодный ветреный вечер— раньше обыкновенного. Стая за стаей летит через охотника и, если он хорошо спрятан и сидит смирно, а погода тиха, место кормежки недалеко, то утки летят плавно и довольно низко, налетают вплотную и стрельба бывает добычлива. Лучшей погодой для этого рода охоты следует считать тихий серенький вечер, с низко нависшими тучами и даже мелким дождиком, но стрелять тогда труднее, за темнотой; в сильный же ветер лёт плохой, непродолжительный и на перелет лучше не ходить, а если уже случится идти, то становиться следует лицом против ветра. В очень ясные дни лёт бывает хорош, но утки летят высоко и быстро и яркая заря своим обманчивым светом портит стрельбу.
Идя на утренний перелет, нужно прибывать на место затемно и становиться лицом не к воде и не на запад, а к полям и востоку, иначе утки, возвращаясь с кормежки, будут налетать невзначай сзади.
Стрелять на перелетах нужно дробью крупной, не ниже № 5— 6 (ибо утка крепка на рану, а подбитые большей частью пропадают для охотника), стараясь бить птицу, пропуская через себя (в угон) или в перехват, но отнюдь не навстречу (так как дробь легко скользит по плотному утиному пуху и ее жирному перу). Без особенной надобности не выходят из своей засады.
Если лет идет очень быстро, полезно употреблять следующую уловку. Когда стая почти поравняется с охотником, тот мгновенно встает во весь рост; утки, смешавшись от такого неожиданного появления, сначала взмоют кверху, одно мгновение застынут на месте, как будто в нерешительности как быть, а затем кинутся в сторону или повернут назад. Момент этой остановки самый лучший и удобный для выстрела. Охота на уток на вечернем перелете кончается с наступлением полной темноты, а утром, начавшись с рассветом, продолжается еще часа два после восхода солнца, а в пасмурные дни и дольше. Осенняя стрельба уток гораздо труднее летней, так как они летят скоро и большей частью довольно высоко. Требуется быстрый прицел и, кроме того, надо брать немного переда. Старые охотники даже на близкой дистанции советовали целить в нос летящей утки. Готовить патроны для утиной тяги надо поаккуратнее и полезно несколько увеличить заряд пороху.

 

Голосовать
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх